Кто знает, будет ли доведена до конца приватизация российской кинематографической индустрии? Известные государственные студии Мосфильм и Ленфильм, а также другие менее крупные регулярно упоминались в качестве выгодных объектов для получения прав собственности, вплоть до того, что на прошлой неделе эта задача была внесена в правительственную программу и предполагает продажу по себестоимости значительной части объектов государственной экономики. Эта программа не была подтверждена правительством официально, и, как это часто случается в России, пока не начнется ее действие, она останется на уровне неофициальной болтовни прессы.
Нельзя сказать, что для русского кино это равносильно грому среди ясного неба. Неостановимая деградация в кинематографе началась еще до развала СССР и за последующее десятилетие достигла фарсового уровня. Не хватает средств, "кинематографическая система" приносит одни убытки, которые правительство больше не хочет покрывать. Это вынуждает лучших режиссеров и актеров (как, впрочем, и других специалистов кино) уезжать работать за границу, если не напрямую наниматься в Голливуд и другие места. Несмотря на некоторое улучшение ситуации в 1999 году и в дальнейшем, кризис тем не менее является глубочайшим, особенно в том, что касается кинозалов, из которых менее ста (на 1600 государственных и муниципальных кинотеатров России) соответствуют западным стандартам по звуку, качеству изображения. И эти сто осуществили в 2000 году кассовый сбор в размере около 110 миллиардов лир (&61627 50 млн USD - прим.пер.), в сравнении с десятью миллиардами (&61627 4,7 млн USD - прим.пер.), сбора всех остальных кинотеатров. Цифры, в любом случае, очень скромные, и покрывают только стоимость проката. Для справки: каждая российская кинопродукция имеет себестоимость от полутора до двух миллиардов лир (&61627 700-950 тыс USD - прим.пер.), а окупается только на четверть. Уже в течение нескольких лет в правительстве, вместо программ возрождения кино, обсуждается идея приватизации. До сих пор она получала возражения со стороны кинематографического мира (особенно внутри Мосфильма) под предлогом "падения качества" в случае если кино станет частной структурой и будет работать только на прибыль. Однако между прошлым и нынешним годом дело получило дальнейшее развитие: несмотря на некоторые знаки возрождения (в 1999 году увеличилось количество фильмов в прокате, и даже несколько увеличились сборы), в 2000 году правительство, при всеобщих протестах, передало на утверждение Путиным указ, по которому практически расформировывается Государственный комитет по кинематографу, Госкино, преобразовываясь в одну из ветвей (причем, не самых главных) Министерства культуры, руководимого Михаилом Швыдким.
Госкино, в прошлом бывший организацией цензурной и контролирующей, в последние годы, напротив, стал лоббирующим инструментом, имеющим вес и функции министерства, которому удавалось гарантировать миру кино хотя бы минимальный поток финансовых вливаний в момент подготовки государственного бюджета. А его вхождение в министерство под руководством Швыдкого, который никак не может считаться другом кино, ведет к полному исчезновению "доли кино" в бюджете страны, открывая дорогу гипотезам о поглощении кино со стороны крупных телевизионных компаний, частных и общественных.
Затем, в апреле этого года, еще двумя президентскими указами был начат уже конкретно процесс приватизации, с переформированием двух государственных унитарных предприятий, Мосфильм и Ленфильм, в два сектора. Первый, который, как задумывается, должен остаться государственным, включает в себя содержание и контроль над громадными архивами и фильмотеками, существенными составляющими русской и советской истории. Второй, направленный на преобразование в акционерное общество и, следовательно, предназначенный для приватизации, включает в себя студии и инфраструктуру (подразумевается вся сеть из почти 1600 залов и огромные городские территории в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, в большинстве своем незастроенные и потенциально являющиеся объектами фантастических строительных спекуляций). Из заявлений правительства, сделанных на момент подписания указов, явствует, что первоочередной задачей новых производственных и кинопрокатных компаний будет строительство либо значительная модернизация как минимум 150 новых залов с тем, чтобы иметь возможность реально конкурировать с частными кинопрокатными компаниями (по большей части филиалами телевизионных компаний), которые в последние годы открыли в Москве и в других городах новые кинозалы.
Не ясно, однако, как эти два еще "сырых" указа (которые, к тому же, далеки от реального исполнения) будут состыковываться с основным проектом приватизации, представленным на прошлой неделе, основные линии которого нисколько не учитывают специфические потребности кинематографического сектора (и, шире, культурного). Они, напротив, направлены на максимальное благоприятствование развитию малого и среднего предпринимательства, связанного даже лично с верхушкой государственной пирамиды.
В настоящее время режиссеры, актеры и продюсеры в большинстве своем лишь наблюдают за этим, озабоченно комментируя, но абсолютно не пытаясь построить собственную точку зрения. К сожалению, история ссор и персональных столкновений между ведущими лицами московских студий - это сюжет, который препятствует любым изменениям сценария