Специально: путч в России
- Десять лет назад Ельцин победил путчистов
- Сегодня он молчит, в то время как Россия празднует
- Оглушает и молчание Путина
- Который, в свою очередь, восхваляет Русскую Церковь
Это были дни его славы. Казалось бы, празднование десятилетия должно быть посвящено ему. Но в то время как Россия отмечает годовщину путча, который он разгромил, разрушив тем самым коммунистическую систему России, Ельцин не подает признаков жизни. Высказались все: и путчисты, что они действовали правильно, а если и жалеют о чем-то, то только о том, что их план провалился, и Михаил Горбачев, чтобы заклеймить их снова, - в десятках конференций, встречах с журналистами, статьях, - чтобы обвинить их в предательстве, замечая, однако, что СССР все равно приближался к своему концу, "будучи самым авторитарным и военизированным государством в мире". Высказывались и многие демократы, вспоминая о тех днях больших иллюзий и последующих годах разочарований.
А Ельцин молчал. Он не давал интервью, не рассказывал о том, что он чувствует сейчас, вспоминая о великом мгновении, когда он поднялся на танк, окруженный толпой, рядом с Белым Домом, чтобы бороться против возвращения авторитаризма. И к его молчанию присоединяется еще одно, не менее шумное, - молчание Владимира Путина, который, в конце концов, обязан победе над путчем тем, что из неизвестного чиновника КГБ стал Президентом России.
О Ельцине неизвестно даже, где он находится: в Москве ли, или где-то на отдыхе. Есть такие, кто думает, что он молчит сознательно: его эго не позволило бы ему присоединиться к многочисленным голосам, которые, как он считает, появились только в результате тех событий. Но может быть и то, что здоровье не позволяет ему появляться на публике и перед камерами, чтобы сделать пусть даже очень короткое заявление. В прошлом феврале он принимал публичные поздравления с 70-летним юбилеем, а потом, осуждаемый всеми за ошибки во время правления пост-советской Россией, он ушел со сцены. Зато его противник Горбачев более, чем когда-либо, появляется на внутренней и международной арене. Все вспоминают самый прекрасный час Ельцина, но он сам исчез.
Путин, напротив, замалчивая о тех днях, находится на первом плане и вместе с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II восхваляет "Святую Россию, хранительницу Христианства" и православную церковь, "без которой Россия никогда не стала бы жизнеспособным государством и для которой все люди и народы равны". Он, действительно, провел годовщину, посетив вместе с Патриархом остров Соловки, где в XVI веке обосновались монахи, которые воздвигли монастыри. Потом, придя к власти, Ленин изгнал оттуда монахов и основал первые гулаги, которые Сталин впоследствии расширил и укрепил. И до 1953 года, когда Сталин умер, в этих негостеприимных местах были замучены и уничтожены сотни тысяч политических заключенных. В 90-х Соловки были отданы церкви.
Этот период русской истории был восхождением на Голгофу, и действительно, один из отреставрированных монастырей, который посетил Путин, был монастырем Голгофы и Распятия. Молчание Путина можно объяснить тем, о чем говорят некоторые исследования: несмотря на то, что публичные дебаты часто решаются в пользу Ельцина, 43% россиян оценивают события августа 1991 как "всего лишь эпизод в борьбе за власть" и такое же количество опрошенных считает, что Ельцин "воспользовался беспорядком в стране, чтобы захватить власть".
Путч 1991 может выглядеть элементом раздора в глазах Путина, желающего, напротив, объединить русский национальный дух и почитающего, в частности, Андропова и Солженицына, гонителя и гонимого. В этом смысле посещение Соловков с Патриархом - это жест примирения и закодированное сообщение, к которому присоединяется символический акт: пока он находился в поездке, его почетный караул возложил в Москве венок на месте, где десять лет назад под танками были убиты трое молодых людей. В еще живом противостоянии между теми, кто жаждал свободы, и теми, кто стремился к советскому строю, призыв к Святой России затрагивает глубинный нерв. И горький исторический парадокс: этот призыв исходит от президента, выросшего в КГБ, который, в свою очередь, пытался разрушить ту самую Святую Россию и организовал августовский путч, чтобы воспрепятствовать ее возрождению.