Некоторые прикаспийские государства уже выступили с заявлениями о том, что они намерены отстаивать свои интересы всеми имеющимися у них средствами. А интерес у всех соседних стран этого региона один: нефть и газ, скрытые под толщей каспийской воды. Настоящий конфликт, который эксперты считают делом времени, может легко перерасти в локальную войну. Ее первую репетицию уже провели Тегеран и Баку. Иран вывел в море боевые корабли и поднял в воздух боевую авиацию, чтобы не дать азербайджанцам бурить там, где те считают для себя возможным.
Раздел акватории Каспийского моря напоминает сложный подсчет процентов. Для России, Казахстана и Азербайджана положение дел понятно. Они настаивают на разделе моря вдоль воображаемой центральной линии, которая проходит на равном удалении от берегов трех стран. Согласно таким расчетам, на долю России приходится 19 процентов, Казахстана - 29 и Азербайджана - 21 процент водного бассейна. Среди проигравших оказались бы Иран, который получил бы только 14 процентов и Туркменистан с 17-ю процентами. Два этих государства настаивают на своем варианте: они добиваются, чтобы все было поделено таким образом, чтобы каждая стран получила по 20 процентов акватории. Однако такой вариант опять же не устраивает других соседей. С каждым годом напряженность в регионе возрастает, и тлеющий конфликт грозит вылиться в войну.
Настоящие военные действия уже разворачивались в конце июля. Иранские военные корабли и морская авиация атаковали судовые буровые установки Азербайджана, который в настоящее время собирается осваивать совместно с одной британской компанией два месторождения. По версии Ирана суда находились в акватории, которая должна отойти Ирану. Оба государства уже выступили с заявлениями о том, что они намерены отстаивать свои претензии всеми имеющимися у них средствами. Настоящий конфликт, который эксперты считают делом времени, может легко перерасти в локальную войну.
Однако для постороннего человека ситуация на Каспийском море стала практически непонятной, так как линии фронтов стали иногда пересекаться. Азербайджан, например, тесно связан с родственными по своему происхождению турками. К тому же в конфликте на сторону Баку уже встали США, которые, как и прежде, считают Иран "государством-изгоем". Тегеран же может рассчитывать на неограниченную поддержку Туркмении. По той причине, что, с одной стороны, трубопроводы этой страны проходят по территории Ирана, а с другой, поскольку два оспариваемых месторождения - Чирак и провинция Кийяпас - должны были бы полностью перейти в собственность Туркмении в случае раздела бассейна на секторы.
Россия из геостратегических соображений не хотела бы портить отношения ни с одной из трех стран. Дальнейшее продвижение США и Турции в направлении Кавказа можно остановить лишь в том случае, если Кремль будет иметь в лице Баку стратегического союзника. В то же время Туркмения - единственное государство Средней Азии, которое имеет хорошие отношения с правящим режимом Афганистана. Эти связи Москва могла бы терпеть, чтобы заставить талибов прекратить поддержку исламской оппозиции в Узбекистане и Киргизии, которая добивается свержения антиклерикальных и в огромной степени лояльных Москве правительств этих стран. Поэтому сейчас эмиссары Кремля приводят в движение все рычаги, чтобы добиться проведения неоднократно откладывавшейся встречи на высшем уровне глав государств бассейна Каспийского моря этой осенью. Однако враждебно настроенные друг к другу соседи уже начали вооружаться, чтобы еще до начала встречи поставить соперников перед фактом.
Иран, который расходует на военные цели более семи процентов своего валового национального продукта, судорожно пытается с помощью российского ноу-хау создать флотилию из дизельных подводных лодок. Эти лодки водоизмещением 200 тонн предназначены для действий не в океанах, а исключительно в водах Каспийского моря. Однако этим помощь Москвы не ограничивается. Экипажи для этих подводных лодок готовятся частично на военно-морской базе Балтийск на Балтийском море.
Туркмения после распада Советского Союза сначала отказалась от своей доли вооружений, дислоцировавшихся в бассейне Каспийского моря, однако недавно закупила на Украине 20 быстроходных канонерок. Кроме того, в стране есть крупные подразделения морской авиации. Напротив, Азербайджану, где в советские времена находился штаб Каспийской флотилии, в 1991 году отошла четвертая часть всех военных кораблей. Баку после российской Астрахани является крупнейшим военным портом в регионе. Россия, после того как запахло войной, тоже удвоила здесь свой военный потенциал. Для этого она даже передислоцировала со своих западных границ боевые суда и самолеты-амфибии.