Значительный вклад в экономический подъем Европы исходит от России, которая, игнорируя усилия стран ОПЕК снизить производство нефти, напротив, увеличивает его, и именно для экспортирования. И это не одномоментная акция, а давно продуманная Россией нефтяная политика, цель которой - увеличить экспортирование, сохраняя тонкое равновесие, и извлечь выгоду из цен, относительно устраивающих Россию и терпимых для экономики стран Запада, избегая зажимов стран ОПЕК. Москва, которая не входит в этот международный союз, часто все же сотрудничала с этой организацией, чтобы поддерживать высокие цены, как, например, это происходило в 1998 году. Но уже некоторое время она придерживается собственной политики, фактически саботируя ОПЕК. Нефтяная индустрия, хотя и не находится больше в режиме плановой экономики, тем не менее, контролируется государством, и это новое решение имеет отпечаток Кремля. На прошлой неделе новый Министр энергетики Игорь Юсуфов прояснил в печати эту политику производства и, не говоря об этом прямо, и ценовую политику. Он подтвердил, что Россия не будет зависеть от международного нефтяного картеля в определении квоты производства.
Кроме экономического аспекта, это решение имеет и политическую значимость. Несмотря на желание объединиться с ОПЕК в выжимании из Запада нужных цен, фактически Россия связывает свои стратегические интересы с хорошими отношениями со странами Запада и относительным экономическим подъемом.
Угроза инфляции, связанная с ценами на нефть, часто упоминалась Центральным Европейским Банком при указании причин нежелания понизить банковские проценты, и их небольшое снижение, произошедшее несколько дней назад, объясняется именно увеличением производства нефти в России для европейского рынка. По мнению одного из специалистов Deutsche Bank, в то время как страны ОПЕК сократили в три раза объемы производства (в общей сложности на 13% в день) в целях удержания высоких цен, Россия увеличила объем экспортируемой нефти на 466.000 баррелей в день (то есть на семь процентов): больше, чем какая-либо другая страна, не входящая в ОПЕК. И предполагается, что объем российского экспорта ощутимо возрастет в ближайшие дни и месяцы с началом работы двух нефтепроводов: через Каспийское море и из Сибири к балтийскому порту Приморск.
Рост производства и экспорта из России и Казахстана (придерживающегося российской политики в отношении ОПЕК) - стран, действительно конкурентоспособных по отношению к международной картели, - отражается на ценах: 37 долларов за баррель год назад; 30 долларов - два месяца назад; 27 долларов - на этой неделе. В девяностые годы баррель стоил 20 долларов.
По мнению Deutsche Bank, российское производство и экспорт "выросли очень быстро" в этом году, и прогнозы внушают еще больший оптимизм. К 2005 году экспорт нефти из России и Казахстана увеличится на 45%. В последние пять лет российское нефтяное производство составляло шесть миллионов баррелей в день, а к концу этого года должно дойти до семи миллионов баррелей. Приблизительно через месяц будет открыт нефтепровод с большой пропускной способностью, благодаря которому нефть с полей Казахстана будет поставляться в Новороссийск, порт на Каспийском море. Этот нефтепровод был профинансирован и реализован концерном, в который входят Exxon и Chevron. До конца года начнет функционировать другой нефтепровод из Сибири до Балтики. Увеличение экспорта на миллион баррелей в день для России означает значительный рост дохода: из расчета средней цены 25 долларов за баррель, миллион баррелей в день дает прибавку приблизительно в девять миллиардов долларов в год.
Разумеется, Москва стоит на страже собственных интересов, но своим выгодным и для Запада решением она обезоруживает ОПЕК, которая сегодня, на фоне новой Интифады и напряженных отношений с Израилем, не в состоянии определять нефтяную политику, как это было в 1973. Но не только это. Россия ставит на место и Саддама Хусейна (Saddam Hussein), который рассчитывал использовать свою нефть, чтобы найти брешь в действующих против него, со времени войны в Персидском заливе, санкциях