Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Космический щит. Москва подстерегает Буша.

╚Путин мог бы поступить как Кутузов с Наполеоном: отступить сейчас, чтобы победить потом╩

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В пятницу 31 августа русское агентство печати Интерфакс передает неожиданное сообщение: кремлевский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, считает ╚абсолютно бесполезной╩ встречу Буша и Путина в ноябре, если до этого две стороны не достигнут соглашения насчет нового стратегического равновесия. Сейчас мы знаем, что те две строчки были последней вылазкой в проигранной партии

В пятницу 31 августа русское агентство печати Интерфакс передает неожиданное сообщение: кремлевский чиновник, пожелавший остаться неизвестным, считает "абсолютно бесполезной" встречу Буша (Bush) и Путина в ноябре, если до этого две стороны не достигнут соглашения насчет нового стратегического равновесия.

Сейчас мы знаем, что те две строчки были последней вылазкой в проигранной партии. Знаем - еще и потому, что Москве не трудно найти надлежащие заверения, - что на протяжении некоторого времени Россия оставалась в нерешительности между выбором диалога и громким разрывом с Америкой. С одной стороны - националисты из Думы и добрая часть военных заявляли об опасностях штатовского "щита" и о том, что договор по ПРО нужно защищать любой ценой. С другой стороны - прагматики во главе с Игорем Ивановым настаивали на поиске компромисса и объясняли, что у России не хватило бы средств противостоять одностороннему решению Америки.

В конце концов, решение принял Владимир Путин, и ветры "холодной войны" перестали дуть над Москвой, за единственным исключением той депеши по Интерфаксу. Задачу обнародовать решение взял на себя 30 августа Сергей Иванов, Министр обороны и соратник президента. Нам важны консультации с американцами - заявил Иванов - и Россия намерена поддерживать отношения, невзирая на решение Вашингтона по поводу договора ПРО.

Поворот стал ясен, и Джордж Буш (George Bush) может торжествовать свою первую победу в игре в шахматы с Кремлем. Если воплотится проект создания базы на Аляске в апреле, то США должны будут в одностороннем порядке денонсировать договор по ПРО в течение ноября, чтобы соблюсти необходимый после предупреждения семестр. Россия, как заверил Игорь Иванов Ренато Руджеро (Renato Ruggiero), не последует этому решению. Она сохранит свою критическую позицию и будет придерживаться точки зрения, что проект американского "щита" еще слишком запутан и что существуют лучшие решения, касающиеся нейтрализации новой баллистической угрозы. Но встреча двух президентов состоится, и переговоры между Москвой и Вашингтоном пройдут вовремя.

Для тех, кто, как европейцы, боялся русского сдвига на националистические и антизападные позиции, облегчение обошлось недешево. Но сейчас появляется новая опасность: думать, будто перед лицом неизбежности американских программ Россия полностью уступит и будто Кремль не имеет других стремлений и подчинится железной руке Америки.

Самое убедительное опровержение исходит от моего старого и авторитетного московского знакомого: "Осторожно, - говорит он мне, - потому что Путин может сделать с Бушем то же, что Кутузов сделал с Наполеоном". То есть отступить без боя, чтобы в конце победить.

У Москвы, говоря откровенно, не так много пороха в пороховницах. Но, тем не менее, может показаться интересным изучить, чем же она может ответить, чтобы лучше понять тактические замыслы Кремля.

КАКОЙ ЩИТ? - Российская дипломатия не теряет надежды, что будущая американская антибаллистическая система сама не встанет на ноги. "Кажется, у наших американских собеседников нет четких идей насчет того, что же они хотят осуществить", - повторяют с долей сарказма чиновники из Министерства иностранных дел. И сразу же вспоминают, что американский Сенат - в руках демократов, что эффективность антибаллистических технологий еще не доказана, что немало европейских союзников США продолжают возражать, так же, как и Китай, куда Буш отправится в следующем месяце. Вывод: президент США должен был бы довольствоваться хоть "чем-нибудь сделанным" прежде, чем закончится срок его избрания.

НАСТУПАТЕЛЬНЫЕ РАКЕТЫ - На встрече Большой восьмерки в Генуе Буш и Путин договорились, что оборонительные системы и наступательные системы должны рассматриваться вместе в поисках новой стратегической стабильности периода после Холодной войны. Несмотря на ощутимую прибыль от энергетической отрасли, Россия не может по финансовым соображениям поддерживать свой реальный наступательный арсенал, и уж тем более его эффективно обновлять. Так что у американцев должно быть намерение уменьшить число своих ядерных боеголовок до уровня 1500, а может даже и ниже. Таким образом, может быть сохранен, по крайней мере, арифметический баланс.

Но Россия нацелена на новый договор Старт, она хочет, чтобы ее статус "противоположной стороны" был охраняем, и чтобы эти "сокращения" были контролируемыми и юридически обусловленными. Вашингтону, напротив, кажется, что и в этом вопросе преобладает односторонняя точка зрения. Если Москва будет продолжать играть в договор по ПРО, то возможно, Буш может действительно отказать ей в удовлетворении ее претензий по наступательным ракетам?

РАСШИРЕНИЕ НАТО - И в этом вопросе надо надеяться на обоюдное понимание, хотя Буш отклонил любую возможность "обмена". Во время встречи на высшем уровне в Праге в ноябре 2002 Атлантический альянс примет в свои ряды новых членов из числа девяти стран - официальных кандидатов. Это будет абсолютно точно, и Москва в курсе. Однако до сих пор открыт вопрос о присутствии среди этих девяти новых членов трех Прибалтийских республик. С их принятием НАТО впервые бы проник в пределы бывшего СССР. Использует ли Америка свое влияние, чтобы принять все три республики, только одну (это сегодня представляется наиболее возможным) или же ни одной? История с ПРО, как предостерегает Москва, связана и с негативными откликами, которые будут раздаваться в России в ответ на расширение НАТО. Пока же, на самом деле, общественное мнение внутри России гораздо чувствительнее реагирует на второе событие. Из этого следует, что для того, чтобы сохранить в лице Кремля расположенного к себе собеседника, Бушу надо двигаться медленно и осторожно, и сделать свой вклад в эту "систему общей безопасности", которую Путин хотел бы видеть в Европе.

ЧЕЧНЯ И ВТО - Определенно, с тех пор, как на сцену российско-американских отношений вышла полемика по ПРО, критики "грязной войны" в Чечне из Администрации США притихли так, что их почти не слышно. Для Путина, с учетом того, что политическое преодоление кризиса еще не вычерчивается, речь идет об очень приятном одолжении. Но Кремль, пользуясь представившимися возможностями и оперируя в русле своей стратегии, метит также и в область экономики: он надеется на рост зарубежных инвестиций, на раздел выгоды от Каспийской нефти, и, в особенности, на то, что Вашингтон (как и Европа) будет на стороне России на переговорах по поводу вступления ее во Всемирную торговую организацию.

Цена лояльного отношения к одностороннему американскому денонсированию договора по ПРО может, в конечном итоге, устроить Москву. Но в надеждах русских много слабых мест, и все они - от слабого авторитета Кремля. Угрозы "ответных военных мер" беззубы из-за бюджетных проблем. Объединение с Китаем против США кажется маловероятным, так как Пекин больше всего опасается предлагаемой Москвой региональной системы ПРО, из-за которой Тайвань может стать неуязвимым. И, кроме того, кто сказал, что США Джорджа Буша склонны к "обменным отношениям", а не будут попросту утверждать собственное лидирующее положение как единственной сверхдержавы? В конечном счете, Россия рискует оказаться одна со своей глубинной боязнью, которая заставляет беспокоиться многих европейских союзников США. "Щит" может оказаться пропуском в эпохальный качественный технологический прорыв, который в состоянии финансировать только Америка и который заметен уже на уровне современных обычных видов вооружений. Россия, еще больше, нежели Европа, имеет оснований полагать, что ее возможное участие в этом деле ограничится малым. Это окончательное отставание в классе, и речь идет скорее об отставании в знаниях, а не в системе ПРО. Если станет реальностью этот сценарий развития событий, способности Путина к диалогу не хватит, чтобы повторить деяния Кутузова. И партия негодующих националистов может снова оказаться на высоте и снова питать страхи Европы.