Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Центр стратегических и международных исследований (США): Мост в новую Европу (Выдержки из речи президента Литвы Валдаса Адамкуса)

Президент Литвы Валдас Адамкус считает, что российско-польские отношения могут послужить хорошим примером для развития сотрудничества между прибалтийскими странами и Москвой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня ведется множество споров по поводу того, что Россия когда-то тоже захочет вступить в НАТО. Это не является вопросом или спором, которого следует опасаться. Россия, по настоящему желающая принимать участие в европейских делах, и придерживающаяся основополагающих принципов евро-атлантического сообщества, будет выгодна всем √ как самой себе, так и Европе.

Дамы и господа!

В своей действительно исторической речи, произнесенной в Варшаве в июне, президент Буш (Bush) изложил свою точку зрения на единую и свободную Европу. Он четко обозначил, что если вопрос "когда прибалтийские государства станут членами НАТО" еще и стоит на обсуждении, то вопрос "будут ли они членами НАТО" уже не возникает. Он призвал всех нас стремиться к этому. И он дал понять, что получим ли мы приглашение, будет зависеть только от нас, и что США не будут торговаться или заключать секретные сделки с Россией по поводу расширения НАТО и противоракетной обороны.

Я реалист и не ожидаю, что членство в НАТО и ЕС изменят ситуацию в нашей стране в одно мгновение. Решение проблем переходного периода будет нашей задачей на протяжении нескольких предстоящих лет. Однако другого пути нет. Вместе мы должны преодолеть социальные, экономические и психологические границы, оставшиеся после "холодной войны".

Дамы и господа!

Я надеюсь, что слова, которые я только что произнес, относятся не только к Литве, Америке и остальным членам евро-атлантической семьи, но и к России. Я действительно на это надеюсь, несмотря на тот факт, что одним из аргументов, который я часто слышу по поводу того, что Литва не может вступить в НАТО, является Россия.

Лучше, чем кто-либо другой, мы знаем, что нам предстоит жить с нашим соседом - Россией.

Кто-то считает, что для восстановления дружественных отношений между Россией и Прибалтикой исторические раны слишком глубоки, а антипатия между двумя сторонами слишком сильна. Некоторые даже предполагают, что восстановить отношения настолько сложно, что не стоит даже и пытаться. Я с этим решительно не согласен - и как президент Литвы, и как представитель поколения, которое в первую очередь пострадало от деятельности Сталина. Более того, на нас лежит особая ответственность, как на гражданах Литвы, и как на европейцах, оставить то прошлое позади нас и построить другое будущее, особенно если мы действительно хотим соответствовать взглядам по настоящему демократической, безопасной и неделимой Европы.

Литовцы не рассматривают наше стремление вступить в НАТО как акт, направленный против России. Мы хотим вступить в Альянс по тем самым причинам, по которым нынешние члены НАТО решили адаптировать и переориентировать Альянс после окончания "холодной войны". Нам очень бы хотелось вступить в Альянс в ходе всеобъемлющего процесса воссоединения Европы, и сделать это в сотрудничестве, а не в конфронтации с Россией. Именно поэтому мы несем общую ответственность за деятельность по расширению связей с Россией, которые облегчат нашу полную интеграцию с Западом.

Если мы размышляем над тем, как обеспечить лучшее будущее отношениям между Россией и Прибалтикой, мы должны учитывать тот факт, что у нас перед глазами есть очень многообещающий пример для Европы, для России и для всех прибалтийских государств. Я имею в виду российско-польские отношения и те сигналы, которые исходят от переворачивающих новую страницу и создающих новые сотруднические отношения Варшавы и Москвы. При этом следует принять во внимание, что Польша полностью укрепила свои связи с Западом.

На мой взгляд, пришло время и Литве выступить вперед и обратить наш взор на будущее российско-прибалтийского сотрудничества и на конкретные шаги по его приближению. Чем большего прогресса мы добиваемся в достижении нашей цели интеграции в евро-атлантическое сообщество, тем большая на нас возлагается ответственность по осуществлению политики, позволяющей навести мосты между нами и странами к Востоку от нас.

Сегодня я хотел бы высказать несколько идей то тому, как этого можно достигнуть. В первую очередь, я считаю, мы должны укрепить то, чего мы достигли за последние десять лет в нашей стране и в регионе в целом. Мы должны оставаться приверженными идее, что границы Литвы, как и других прибалтийских государств, должны быть самыми дружественными в Европе и предрасположенными к сотрудничеству. Литва и Россия уже готовы к хорошему началу, особенно если речь идет о Калининграде. Мы смогли наладить конструктивный диалог и посмотреть на старые вопросы с новых точек зрения. Мы совместно участвуем в различных проектах, направленных на сотрудничество в области окружающей среды и облегченного пересечения границ, которые были инициированы моим заявлением 1998 года о создании доверия между Литвой и Россией и нашими совместными инициативами, принятыми в 1999 году. Основным эффектом этих проектов стало повышение уровня безопасности и взаимного доверия в прибалтийском регионе.

Мы готовы продолжать наше успешное сотрудничество с Россией в Калининградской области и расширять сотрудничество в сфере облегченного пересечения границ с другими соседними регионами России, а также сделать эти направления сотрудничества приоритетными. Обмен учащимися, обмен опытом в сфере ведения бизнеса, развитие постепенных военных контактов - лишь немногие примеры возможного сотрудничества, которые можно привести. Между нашими странами и регионами должны больше развиваться непосредственные контакты между людьми.

Во-вторых, у нас с Россией общие интересы в экономическом росте и процветании региона. По обеим сторонам границы есть люди, которые хотят заставить свободный рынок работать - и стать богатыми. Иногда из уст российских комментаторов я слышу опасения, что если Литва станет членом ЕС и НАТО, то Россия будет иметь проблемы с доступом к нашим портам или транспортным маршрутам. Они выражают озабоченность тем, что наши экономические отношения могут ухудшиться.

На самом деле, я считаю, что скорее всего произойдет обратное. Чем прочнее мы укрепимся на Западе, тем больше мы будем открыты для торговли и разностороннего экономического сотрудничества с восточными странами, включая Россию. Будучи членами ЕС и НАТО, мы лучше сможем справиться с этой ролью.

В-третьих, демократическая и пребывающая в мире с собой и своими соседями Россия будет являться насущным интересом Литвы. Никто больше нас не получит большей выгоды от успеха российских демократических реформ. Так же мы хотим видеть Россию интегрированную с Западом, а не изолированную от него. Именно поэтому Литва будет входить в состав тех стран Европейского Союза и НАТО, которые привержены политической идее поддерживания дверей евро-атлантического сообщества открытыми для широкого сотрудничества с Россией.

Сегодня ведется множество споров по поводу того, что Россия когда-то тоже захочет вступить в НАТО. Это не является вопросом или спором, которого следует опасаться. Я сам совершенно точно не боюсь. Россия, по настоящему желающая принимать участие в европейских делах, и придерживающаяся основополагающих принципов евро-атлантического сообщества, будет выгодна всем - как самой себе, так и нам.

В конце концов, когда-нибудь Россия начнет жить в согласии со своей историей и со своими соседями. Мы признаем, что русский народ пострадал от бремени коммунизма так же, как и любой другой. Настоящее восстановление дружественных отношений между прибалтийскими государствами и Россией может основываться только на исторической правде - и на честном признании прошлого. Мы не рассматриваем это в качестве условия для движения вперед. Однако пока Россия отрицает свое прошлое, пока она продолжает поддерживать миф, что наши (прибалтийские - прим. пер.) страны добровольно присоединились к Советскому Союзу, наш народ будет испытывать сомнения, приняла ли Москва по настоящему и окончательно законность нашего суверенитета и нашей независимости.