- Вы только что закончили проект двух гигантских башен в Вене, что Вы почувствовали, когда увидели пожар и крушение двух башен-близнецов Всемирного торгового центра?
- Ужас перед слепой жестокостью террористического акта, перед тысячами уничтоженных людей, перед миром, который после этого события не может остаться прежним. Но с точки зрения человека культуры, я, кроме того, испытал ощущение нереальности происходящего: безжалостно стерты с лица земли два сокровища архитектуры двадцатого века, два символа Нью-Йорка. Я испытал такую же горечь, бессилие и поражение, когда были разрушены две статуи Будды в горах Афганистана. И два нью-йоркских дворца, построенные тридцать лет назад, были настоящими шедеврами Янасаки (Yanasaky), гениального японско-американского проектировщика. Элегантные и совершенные в каждой детали, как вблизи, так и издалека.
- Не такие уж совершенные, если они обрушились, превратившись в смертельную западню.
- Я не думаю, что здесь может идти речь об ошибках в проекте. То, что случилось, невозможно было предвидеть. Два самолета, прицелившись, врезались в эти здания с силой, равной удару метеорита. Не существует такой структуры или технологии, которая смогла бы вынести толчок подобной силы, во много раз превышающей силу взрыва. А дальше имел место эффект лавины. По цепочке. Верхние этажи падали на находящиеся под ними, обрушивая их, а те, в свою очередь, падали на следующие, и так далее. И здания упали. Как если бы был заминирован фундамент, что делают при сносе домов. Гипотеза, которую пока невозможно проверить.
- Я согласен, это катастрофа. Но вы видели, еще до обрушения, людей, попавших в ловушку огня и дыма, вынужденных выбрасываться из окон, поскольку у них не было другого выхода. Как будто бы осуществилось ужасное пророчество фильма "Ад в поднебесье". Вам не кажется, что это несчастье недвусмысленно обнажает истинную хрупкость небоскребов? Сигнализирует о том, что пора прекратить строить все выше и выше?
- Технологический прогресс позволяет предотвратить, с большой долей уверенности, последствия землетрясений, ураганов, пожаров. Все или почти все современные небоскребы спроектированы таким образом, чтобы выдерживать огонь по крайней мере 90 минут - время, достаточное для эвакуации. Однако никто и никогда не просчитывал вероятность нападения сверху. В будущем, разумеется, надо иметь в виду и это. Но невозможно отказаться от сооружения зданий такой высоты. Учитывая впечатляющее развитие мегаполисов, от Мехико до Шанхая, нет другого способа сэкономить пространство, а это становится жизненно необходимым. И, кроме того, в ДНК человека заложено желание достать до неба. Средневековые соборы родились из того же дерзкого побуждения. Многие из них обрушились, пострадали от войн, пожаров и землетрясений, но мы всегда их восстанавливали.
- Будет необходимо восстановить и башни Манхеттена?
- Разумеется. Горизонт Нью-Йорка не может остаться таким "ампутированным". Это достояние всего мира, такое же, как Колизей. Но мне кажется, что не надо спешить с реконструкцией. Эти развалины, эта пустота являются предупреждением, которое надо помнить. И помнить о том, что мы должны изменить циничные и бесчеловечные правила мира, в котором живем.