Поль Вирилио (Paul Virilio), философ, урбанист, "дромолог" (ученый, изучающий скорость как категорию современного мира), предсказал драму в Нью-Йорке (причем в деталях - включая разрушение Всемирного торгового центра) в своем очерке "Сумасшедший Нью-Йорк" /"New York Délire"/ (в книге "Пейзаж событий" /"Un paysage d'événements", Galilée, 1996/). Так же, как в книгах "Экран пустыни" /"L'écran du désert"/ и, ранее, "Машина видения" /"La Machine de vision"/ он проанализировал и предвосхитил визуальную войну (войну телевизионных картинок), которая сопровождала события в Персидском заливе.
- Итак, мы на пороге третьей мировой войны?
- XX век начался с первой мировой войны в 1914 году. Сейчас, в 2001, мы присутствуем при начале первой интернациональной войны в мировом масштабе. Между ними есть большая разница: та была ограничена преимущественно рамками Европы, а эта захватывает весь мир. Но события в Нью-Йорке можно сопоставить с покушением в Сараево - сейчас, как и тогда, война получает начальный толчок.
- Но это не может быть просто эпизодической эскалацией уже давно знакомой стратегии международного терроризма?
- Это тяжелее терроризма. Это новая форма войны. От скромного типичного терроризма XX века, каким мы все его знаем, связанного с разными конфликтными точками и проблемами, как, например, с деколонизацией, мы сейчас перешли к тому, что наблюдаем глобальный терроризм. Разрушение двух небоскребов Всемирного торгового центра - символический знак этого.
- Что нас ждет?
- Это масштабный терроризм, который найдет продолжение в ядерном терроризме. Существуют две теории ядерного воздействия: против войск и против городов. В данном случае мы сталкиваемся со второй разновидностью воздействия. Мы можем сравнивать тяжесть произошедших 11 сентября событий с Перл Харбором, но ведь можно сравнить и с событиями в Хиросиме, изменившими суть второй мировой войны. Джордж Буш (Giorge Bush) со своей системой ПРО был захвачен врасплох. Он ожидал межконтинентальных ракет, а столкнулся с двумя авиалайнерами American Airlines. Это именно война, а не терроризм, я уверяю вас.
- Таким образом, мы присутствуем при смене эпох?
- Это конец периода после Холодной войны, начавшегося падением Берлинской стены, и продолженного войнами в Персидском заливе и в Косово. Все это уже позади, и начинается новый период международной войны.
- И новой нестабильности?
- Одно время существовало так называемое "равновесие террора" между Востоком и Западом, продолжавшееся до развала СССР. Но разрушение небоскребов Всемирного торгового центра - это и нарушение равновесия: все и везде становится возможным.
- Методы ведения войны тоже меняются, и Запад кажется абсолютно неподготовленным.
- Существует два вида войны: открытая, с войсками, фронтами и т.д., и закрытая. В XX веке основная, открытая война выродилась в подрывную, малую, партизанскую войну, в локальный терроризм. Сегодня мы достигли момента сильнейшего проявления этой скрытой формы. Войны без объявления врагов, без линий фронта, подпольной войны.
- И если сейчас Джордж Буш решит ударить вслепую, чем это закончится?
- В речи Буша все время подчеркивалась одна внушающая страх фраза: на одну ступень будут поставлены государства, скрывающие террористов, и сами террористы. Не имея возможности противостоять ясно выявленному, идентифицируемому врагу, мы приравняем к нему страны, где скрываются террористы. Но когда мы видим, что люди перемещаются по миру так быстро┘ Этой фразой Буш хочет легитимировать атомные бомбовые удары повсюду. Общество делокализовано, оно потеряло измерение "места", поэтому фраза Буша заставляет действительно бояться за будущее. Она хорошо демонстрирует, что "политическая война", по Клаузевитцу (Clausewitz), закончилась. Допустим, у тебя находится Бен Ладен, - тогда на тебя скинут атомную бомбу.
- Но это не будет проявлением силы для Соединенных Штатов. Что Вы ответите тем, кто говорит, что события в Нью-Йорке и Вашингтоне сигнализируют о кризисе единственной сверхдержавы?
- Сейчас мы наблюдаем экономическую нестабильность. И к ней добавился еще и курьез. Был нанесен настоящий удар по Пентагону. Теория ПРО выставлена на посмешище. Это очень тяжело для мировой сверхдержавы┘