"В эти часы в Вашингтоне, возможно, решают проблему, как восстановить во всем мире веру в величие и мощь Америки. Они будут разрабатывать планы ракетных ударов по Афганистану, по Кабулу, по Бен Ладену (Bin Laden) в том числе и как действия, имеющие символическое значение. Но это будет провальная операция с военной, стратегической, политической точек зрения. Решения принимаются быстро, без убедительных размышлений. Не существует в мире больше коммунистов, с которыми можно было бы бороться, нет больше "врага". Американцам необходимо его придумать. Они остались одни, но способность распоряжаться своими бомбами никуда не делась. Кроме того, они создали монстров, Франкенштейнов исламского фанатизма, обучили их, натренировали. И те были хорошими учениками, теперь они могут оперативно маневрировать даже в самых сложных и запутанных ситуациях, хорошо умеют пользоваться бомбами. История, как Немезида, обратилась против Америки. Вот границы великого американского могущества. Америка обладает гигантским арсеналом и ищет "достойного врага". Но не может его найти. И ситуация для США обречена ухудшаться, будет еще больше нестабильность".
Эти слова были первыми комментариями историка Габриэля Колко (Gabriele Kolko), давшего интервью Il manifesto; а в это время на экране проходят апокалиптические кадры ужасного террористического удара по Америке, транслируемые CNN по всему миру. Колко - автор таких книг, как "Границы американского могущества с 1945 до наших дней", "Анатомия войны во Вьетнаме", "Анатомия мира во Вьетнаме" и, наконец, "Век войн", изданной в "New Press" в 1999 году. Он является почетным профессором в York University в Торонто и соучредителем авторитетного журнала "Месячное обозрение" ("The Monthly Review").
- Какие моменты в американской внешней политике подтолкнули к этому террористическому, апокалиптическому удару?
- Это является результатом политики, которую Соединенные Штаты вели при Рейгане (Reagan), Джордже Буше (George Bush) cтаршем, Клинтоне (Clinton). Контекст менялся, но незначительно. В Афганистане, в Алжире, В Саудовской Аравии, В Египте американцы в последние десять-пятнадцать лет вербовали, обучали и финансировали не тех людей. В Афганистане ЦРУ провела, по сути, антисоветскую операцию, профинансировав моджахедов шестью миллионами долларов. Это рассматривалось секретными службами как настоящий успех. Центральные фигуры исламского фундаментализма были воодушевлены и "подкуплены". А теперь они - основные действующие лица подавляющего большинства структур исламского фундаментализма. Все они - ветераны операции ЦРУ в Афганистане, выходцы из Алжира, Саудовской Аравии, Египта, Палестины, все старые бойцы, хорошо вооруженные и обученные. Усама Бен Ладен - один из множества подобных, лишь наиболее известное имя. За афганскими талибами стоит Пакистан, поддерживаемый США. Пакистан представляет собой очень важный геополитический элемент, потому что поддерживает талибов и, с другой стороны, являясь союзником Соединенных Штатов, принимает участие в коалиции стран Юго-Восточной Азии (SEATO). Отсюда и идет адская закрученная спираль, которую американцы не могут выпрямить. Они работали со всеми исламскими фанатиками в различных частях света. Они посылали их воевать в Афганистан на стороне моджахедов, против Советского Союза. Но теперь, когда нет уже больше Врага в лице Советов, что остается делать? Это и есть тот вопрос, на который в эти часы пытаются и не могут ответить стратеги, собравшиеся вокруг круглого стола в Белом Доме┘
- Телесеть Fox News сообщила, что атака на Пентагон рассматривается Президентом Бушем как акт войны, на который необходимо немедленно ответить┘
- Конечно, возможно, что Вашингтон примет репрессивные меры против Кабула. Нет даже никаких сомнений, что это произойдет, и что немедленно последует военная атака. Это будет в том числе и символическим жестом. Но как и во Вьетнаме, в этот раз Штаты потерпят поражение.
- Почему? Какие могут быть преимущества у ракетного удара для роста уверенности в Соединенных Штатах в мире?
- Я был в Афганистане, и могу заверить вас, что это не та территория, на которой мощная и технологичная, совершенная военная машина пентагона может иметь какое-либо преимущество. Очевидно, что ракет Cruise не будет достаточно для того, чтобы стереть с лица земли "монстров", созданных самими Соединенными Штатами. История американской внешней политики последних пятидесяти лет продемонстрировала нам, что грубое применение военной силы вело на стратегическом и военном уровне лишь к провалам. Подобные неудачи подтверждались и когда Соединенные Штаты были вынуждены противостоять сверхдержавам с таким же уровнем вооружения, как например Советскому Союзу или Китаю. На самом-то деле, американские стратеги никогда не достанут того, кто руководит этими осколками исламского фундаментализма. Ракеты бесполезны.
- Таким образом, эта стратегия потерпит неудачу на военном и геополитическом уровнях?
- Хотелось бы добавить к этому и упоминание об одном из самых больших провалов американских спецслужб. Как ЦРУ, так и NSA (Национальное агентство безопасности) проигнорировали заявление Бен Ладена, которое было озвучено три недели назад в Лондоне. В интервью он предположил, что будет невиданный драматический удар по Америке. Почему спецслужбы не обратили на это внимание и не дали тревожный сигнал? Что касается американского военного арсенала, то он организован и предназначен для нанесения ударов по населенным центрам, для чего применяются высочайшие технологии. Но геофизические особенности Афганистана совершенно иные. Это же касается и других стран Третьего мира, на которые сейчас нацелился Пентагон. Начиная с войны во Вьетнаме, американцы никак не могут свыкнуться с этой особенностью. Только не существует больше коммунистов, которым можно было бы противостоять. Врага необходимо придумать. А что касается решений, то американцы применяют все те же стратегии прошлого. Только это является ограничивающим фактором американского могущества.
- Имеет ли американская политика в мире некоторую преемственность, единообразие на протяжении последних пятидесяти лет?
- Менее всего в настоящее время, потому что этот удар означает поворот в политической истории мира. На самом деле, проявилась одна из самых больших неудач США на уровне стратегического планирования: Штаты будут вынуждены все больше противопоставлять себя и ставить на одну ступень со странами Третьего мира. А они к этому не готовы. Пентагон, я повторюсь, со времен Вьетнама имеет структуру высокого уровня, сфокусированную на удары по населенным пунктам. И при этом они все чаще оказываются перед пейзажами, где только пустыня и верблюды. США великая, могущественная страна, но они не знают, как применить эту их силу. Им нужен "достойный враг", но они не могут его найти. Тот же Бен Ладен - это выдуманный враг. Сегодняшняя проблема Америки та же, что и всегда: политика, не имеющая логической последовательности, связанности, разумного политического рисунка. Эту проблему им не удалось решить ни в Латинской, ни в Центральной Америке. Вот и сейчас они столкнулись с проблемой поиска, даже, скорее, придумывания врага. И план "космического щита", за который так держится Буш, - лишнее тому подтверждение.