В отличие от поступающих сообщений, Россия, очевидно, не возражает категорично против использования своих военных баз вооруженными силами США. Посланник США Джон Боултон (John Bolton) заявил после встречи с министром иностранных дел России Игорем Ивановым, что Россия оставляет открытым вопрос о предоставлении военных баз в странах Средней Азии. Москва, по его словам, пока не дала на этот вопрос окончательного ответа.
Три страны, граничащие с Афганистаном, могут представлять собой еще один плацдарм для поддержки удара с территории Пакистана. Таджикистан сразу после совершения террористических актов заявил о готовности предоставить свою территорию в качестве плацдарма для нанесения ответных ударов, но позднее, однако, это заявление было опровергнуто. Сообщения средств массовой информации, согласно которым территория Таджикистана может служить в качестве плацдарма, не соответствуют действительности, заявил пресс-секретарь министерства иностранных дел этой страны Игорь Саттаров.
Исламистская угроза
В подавлении радикальных исламистов, прежде всего, заинтересованы Таджикистан и Узбекистан. В обеих странах существует сильная исламистская оппозиция. В Таджикистане как раз только что закончилась гражданская война, продолжавшаяся пять лет. При этом внутриполитическая ситуация лучше не стала. В Узбекистане и Киргизстане, которые не граничат с Афганистаном, тоже идет борьба с исламистскими движениями, которые представляют собой угрозу внутриполитической стабильности.
Таджикистан, который являлся плацдармом для вторжения советских войск в Афганистан, до сих пор находится в зависимости от России. В республике, входящей в СНГ, дислоцируется русская 201-я дивизия численностью 7 000 человек. Кроме этого, Россия содержит в Таджикистане несколько военных баз. К этому надо добавить, что 11 000 российских пограничников ведут, согласно соглашению между Москвой и Душанбе, охрану участка границы с Афганистаном протяженностью 1 200 километров. По информации министра обороны Сергея Иванова, Россия привела свою дивизию в Таджикистане в состояние повышенной боевой готовности.
Страх перед местью талибов
Наряду с зависимостью от России сдержанности от руководства этих стран в вопросе возможного американского акта возмездия требуют также и внутриполитические обстоятельства. Никто не знает, что может произойти, если военная кампания США против Афганистана не приведет к изгнанию талибов, сказал Йоханнес Райснер (Johannes Reissner), эксперт по Средней Азии из Немецкого института международной политики и безопасности. По его словам, страх, что ситуация в регионе станет еще более нестабильной, велик. Причем больше всех должен опасаться Таджикистан. При этом бояться не только потока беженцев из Афганистана, но и мести талибов. Последствия ошибочного шага для страны, которая поддерживает оппозиционный афганский Северный альянс и является союзником России, были бы трудно предсказуемыми.
Более уверенные позиции, по словам Райснера, у Узбекистана. Однако авторитарно правящий в стране президент Ислам Каримов уже давно не высказывался по поводу террористических актов. Райснер предполагает, что за его молчанием кроется "сдержанность, вызванная конъюнктурными соображениями". Однако в конце прошлой недели узбекское правительство неожиданно предложило открыть свое воздушное пространство и территорию страны для нанесения удара по Афганистану. "Мы в этом плане готовы вести переговоры о разных формах сотрудничества", - заявил узбекский министр иностранных дел Абдулазиз Камилов. В краткой, десятилетней истории своей независимости Узбекистан до сих пор избегал связывать себя военными обязательствами.
Изменение позиции может быть вызвано страхом перед исламистским движением у себя дома. В феврале 1999 года во время серии взрывов погибли 19 человек. Исламисты ведут в Узбекистане борьбу за создание независимого государства в Ферганской долине, в которое должна войти также часть территорий приграничных Киргизстана и Таджикистана. Предполагается, что исламистские боевики проходят подготовку в Афганистане у талибов и связаны с организацией главного подозреваемого в совершении террористических актов в США Усамой бен Ладеном (Osama Bin Laden).
Власть по старому образцу
Меньше всего проблем с исламистами у главы туркменского государства Сапармурата Ниязова. Уже сразу же после совершения террористических актов он пообещал США поддержку своей страны. Туркменистан, по его словам, поддержит создание "антитеррористической коалиции" и примет в ней участие. Эксперт Райснер называет обещание Ниязова не более чем декларацией. Надо посмотреть, что за этим последует. В действительности же поражает поведение Туркменистана, который является единственной страной, которая поддерживает отношения с режимом "Талибан" в Афганистане.
В Туркменистане, лучше, чем в других республиках на постсоветском пространстве, сохранились старые советские структуры. Ниязов обладает неограниченной властью и правит как так называемый "отец всех туркмен" (туркменбаши). "Результаты выборов", когда за него голосуют 99 процентов избирателей, тоже напоминают о старых временах. Ниязов, как и глава Узбекистана Каримов и президент Таджикистана Эмомали Рахмонов являются выходцами из старых советских кадров. О реальной демократизации в этих странах до сих пор не может быть и речи. Силы оппозиции, причем не только исламисты, в этих странах подавляются.