Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Интеллектуалы Америки - о терроризме

Голая критика

Интеллектуалы Америки - о терроризме picture
Интеллектуалы Америки - о терроризме picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Известнейший публицист Америки Сузан Зонтаг (Susan Sontag) подвергает критике всё то, что говорят в Америке по поводу террористических актов, а заодно и поведение своих соотечественников. При этом, как отмечает газета, она становится жертвой аисторизма и нежелания видеть политическую сторону вещей, что сама же справедливо и критикует.

Сузан Зонтаг права: многое из того, что сегодня можно услышать и прочитать в Америке, выглядит пустым. Отсутствие слов скрывается за заученными объяснениями, будто в случае с первой за последние почти 200 лет военной акцией на сухопутной части Америки речь идет об обычной катастрофе.

При ликвидации последствий торнадо и аварий и даже доморощенного террора, как в Оклахоме, могут оказаться достаточными лексический минимум психотерапии, простой призыв к чувствам силы и собственного достоинства, не связанные ни с историей, ни с политикой.

Это не внутреннее дело

Однако речь идет о войне, и Америка, действительно, находится в состоянии войны. Надо более, чем срочно заниматься не излечением своего внутреннего "Я", а привыкать к новой окружающей действительности, дизайн которой может быть делом рук не только американцев, но и тех визави, которые превратились в противника, даже в смертельного врага.

При этом никак не обойтись без того, чтобы не обратить на этого врага внимания, не разобраться с политическими, историческими и идеологическими мотивами его поведения. Но не для того, чтобы простить его агрессию, а для того, чтобы оказать ему эффективное сопротивление.

Легитимность легитимности

И в этом плане Сузан Зонтаг выглядит более, чем убедительно. Нападение, пишет она в статье "Наша сила нам не поможет", опубликованной в газете "F.A.Z.", является следствием политики, интересов и действий США. Скорее всего, это так. Но только нужно к этому добавить один вопрос, являются ли они легитимными и в какой мере, и являются ли легитимными и в какой мере действия и интересы террористов.

Однако Зонтаг подвергает критике лишь США, которые продолжают бомбардировать Ирак, при этом, не спрашивая, а почему, собственно, это происходит. Очевидно, ей это уже известно, если она называет принятое ООН решение о контроле за иракским воздушным пространством, включая уничтожение в случае необходимости иракских средств противовоздушной обороны, "актами возмездия". Иными словами, местью, которую нельзя оправдать ни с точки зрения морали, ни с точки зрения международного права.

Мужественная риторика

При этом вне поля зрения она оставляет историю и мотивацию иракской агрессии. Зонтаг, как раз, становится жертвой аисторичного, аполитичного подхода к анализу, что сама же и подвергает справедливой критике. При этом почти расписывается в любви к агрессору, страстно говорит о готовности того к самопожертвованию и защищает его от "подлых" хвастливых средств массовой информации. И это тоже справедливо. Японские и немецкие солдаты, воевавшие в первую и вторую мировые войны, тоже проявляли смелость.

И лишь когда обращаешься к политической и моральной стороне дела, встает вопрос: за что и против кого они так смело воевали. В данном случае Зонтаг в очередной раз заблуждается. По ее словам, атаке подверглись не весь свободный мир как единое целое, не цивилизация, не человечность, а лишь США, объявившие сами себя единственной сверхдержавой. Список пропавших без вести в Международном торговом центре мог бы преподнести на этот счет хороший урок. Среди людей, которые, как предполагается, погибли, есть представители всех наций свободного мира, одних только японцев сотни человек, много немцев. Это не случайность, это в природе свободной мировой торговли, одним из центров которой и были два разрушенных здания. Именно они были целью нападения, а значит их целью были все нации, признающие такую торговлю и живущие ею и, прежде всего, Германия и Япония.

Несколько дней назад премьер-министр земли Шлезвиг-Гольштейн (административно-территориальная единица ФРГ. - Прим. пер.) Хайде Симонис (Heide Simonis) с откровенностью скромного ума констатировала: с глобализацией теперь дело так больше не пойдет. Американцы, какими бы ни беспомощными выглядели сейчас их самозаклинания, сделают, в отличие от нее, другой вывод: не может так продолжаться дальше с терроризмом.

Изоляция от войны

Для них это будет не возмездие. Это будет объявленная им, а с ними и нам война, которую они будут вести вместе с нами и с нами ее выиграют. Старая американская склонность к изоляции возникла из желания не дать втянуть страну в войны других. Однако тот, кто подвергается агрессии сам, не может оставаться в изоляции. Америка стала сверхдержавой только по причине нападения и объявления войны со стороны Японии и Германии.

Она не искала себе такой ответственности, но в целом и общем доказала, что такая ответственность ей по плечу, причем, не в последнюю очередь, на счастье и японцев, и немцев. Однако в конце "холодной войны" Америка сначала незаметно, а с приходом нынешней администрации все заметнее стала практиковать односторонние действия и преследовать свои собственные национальные интересы, например, что касается проблемы сохранения климата на Земле или создания системы противоракетной обороны.

Ценности веры

Для многих это показалось выражением ничем не сдерживаемого стремления ко все большему господству. В действительности же это было выражением ухода в изоляцию, которая имеет для страны более продолжительную историю. На этом поставим точку. Поскольку в одном, своем достойном понимания сомнении и скорби Зонтаг заблуждается особенно глубоко: у этого события, по ее словам, не было ничего общего с Перл-Харбором.

Это, без сомнения, ни в коей мере не относится к практическим проблемам начавшейся войны против терроризма, местонахождение которого почти невозможно установить, а к его духовным началам.

Как и 60 лет назад, Америка очнется от летаргии и пойдет на все, чтобы отстоять свои ценности, в которые она верит. Как и тогда, свободные народы встанут на ее сторону. Но на этот раз на ее стороне будут и Германия, и Япония, а также свободная Россия.