Не лучшие времена наступили для Сергея Ковалева. Раньше, всегда, когда бывший уполномоченный российского правительства по правам человека выступал с предостережениями, на Западе все замирали: все хотели конкретно знать, что не нравится ему в России и в ее войне в Чечне. Однако после террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, совершенных 11 сентября, ситуация изменилась, изменилось и влияние Ковалева. "Действия российской армии на Кавказе, - сказал он корреспонденту ARD, - граничат с государственным терроризмом, - в Чечне по-прежнему продолжается жестокая война". Однако призывы Ковалева практически больше не получают резонанса.
Судя по всему, теперь и Запад готов признавать действия России против повстанцев в Чечне, скорее, как борьбу против исламистских террористов. Во время своего берлинского визита даже глава Кремля сказал, что слова канцлера ФРГ о том, что международное сообщество должно дифференцированно подходить к оценке проблемы Чечни, были для него неожиданностью. Даже если Шредер (Schroeder) одновременно сказал ему, что его позиция, связанная с "гуманитарными аспектами" не претерпела изменений.
С самого начала второй чеченской кампании осенью 1999 года российское правительство постоянно говорило, что оно ведет борьбу с бандитами, поэтому в бой посылались также войска министерства внутренних дел. Основанием для этого были нападения чеченских боевиков под командованием Шамиля Басаева на соседнюю с Чечней республику Дагестан, а также ряд террористических актов с подрывом жилых домов, в результате чего погибли многие сотни граждан. Несмотря на то, что виновники до сих пор не установлены, служба внутренней безопасности ФСБ по-прежнему придерживается точки зрения, что за эти террористические акты несут ответственность чеченские террористы.
В ходе своего визита в Германию глава Кремля Владимир Путин в очередной раз дал понять, что фундаменталисты на российских окраинах, состоят, среди прочего, в финансовых отношениях с Усамой бен Ладеном (Osama Bin Laden). "У нас есть доказательства того, что преступники проходили подготовку в тренировочных лагерях бен Ладена", - сказал Путин. Некоторые из таких лагерей находятся в горах кавказского государства Грузия, в адрес которой уже не раз звучали обвинения со стороны Москвы, в том, что она предоставляет чеченцам убежище. Насколько тесными являются связи террористов с бен Ладеном в действительности, сказать трудно. Согласно одному из докладов, подготовленных в России для ООН, последователями бен Ладена являются, примерно, 2 5000 чеченских боевиков. Российские спецслужбы и раньше неоднократно сообщали о финансовой помощи террористам. Не далее как в июне российские средства массовой информации сообщали со ссылкой на источники из спецслужб о намерении афганских талибов и чеченских боевиков создать совместное "правительство священной войны". В частности, режим "Талибан" уже признал сепаратистскую Чечню в качестве независимого государства. Однако подходить к информации спецслужб следует очень осторожно, тем более спецслужб России.
Является ли то, что происходит в Чечне войной или антитеррористическорй операцией, успешными действия Москвы в Чечне, в которых в какие-то моменты были задействованы до
100 000 тысяч военнослужащих, все равно не назовешь и сегодня. После того, как первоначально удалось загнать боевиков высоко в горы, неделю назад они начали свою крупнейшую за последний год наступательную операцию, и на какое-то время захватили даже второй по величине город республики Гудермес. Москва по-прежнему далека от победы, от быстрого восстановления законности и порядка, обещанных Путиным в начале гражданской войны.
И совсем не обязательно, что последний ультиматум главы Кремля приведет к быстрому изменению ситуации. В понедельник вечером Путин дал чеченским боевикам 72 часа для того, чтобы те вступили в мирные переговоры с российским специальным представителем Виктором Казанцевым. Но что толку от того, что чеченский президент Аслан Масхадов приветствовал предложение о начале переговоров как "настоящий шанс для скорейшего окончания боевых действий", если он уже давно не имеет никакого влияния на экстремистского поджигателя войны Басаева? Количество столкновений не уменьшается. Российское информационное агентство ИТАР-ТАСС подсчитало, что за 24 часа российские блок-посты были обстреляны 16 раз. Один солдат убит, десять ранены.
"Разговаривать с террористами бесполезно", - сказал Путин в Берлине. И он достаточно ясно обрисовал свое представление о чеченцах: "Похищение людей - это часть чеченской культуры". Правозащитники, например, из организации "Amnesty Internatinal", напротив, клеймили позором тот факт, что гражданское население, как и прежде, подвергается нападениям со стороны российских военнослужащих: казням без суда и следствия, пыткам, жестокому обращению, незаконным арестам.