Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эротизм террора

Теракт как выход сексуальной энергии

Эротизм террора picture
Эротизм террора picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этом кризисе сексуальности и мужского самосознания и базируются идеология и структура Аль-Каиды, которая предлагает юношам мощный и страстный выход сексуальной энергии: сплоченная сеть мужских отношений, усиленных таинственностью и секретностью организации, - как замена персональных и социальных гетеросексуальных отношений

Первая попытка проанализировать сексуальную подоплеку катастрофы 11 сентября была мною обнаружена на сайте www.slate.com за подписью Лионела Тиджера (Lionel Tiger), антрополога рутжерского университета и автора двух книг об изменении личностного самосознания мужчины на Западе: Men in Groups, а также более новая (и более спорная) The Decline of Males. В этих трудах кризис "сильного пола" объясняется реакцией на достижения женщин в последние десятилетия, и в особенности это касается вопроса контроля рождаемости. А в найденной мной статье Тиджер пытается оценить мужское самосознание "Врага", доискиваясь до непостижимых импульсов, которые могли заставить группу людей принять смерть, чтобы умертвить других. Неоспоримая характеристика террористов, действовавших 11 сентября, - пишет Тиджер, - это то, что речь идет об одних только мужчинах, и такая характеристика - не случайность. Она объясняется не только (и не столько) как прямое следствие строгого разделения полов в мусульманском обществе, воспитавшем этих террористов, но и (в большей мере) как результат своеобразного отклика идеологии бен Ладена на кризис такого положения вещей. И действительно, строгое разделение полов, - утверждает Тиджер, - вкупе с неравновесием, порожденным полигамией, - когда мужчин больше, чем женщин, - оборачивается разрушительным эффектом подавления сексуальности молодых парней (которые и без того в любом обществе, с любым режимом и любой религией, составляют "самую неприкаянную, легко поддающуюся внушению и политически неприспособленную социальную группу"). На этом кризисе сексуальности и мужского самосознания и базируются идеология и структура Аль-Каиды, которая предлагает юношам мощный и страстный выход сексуальной энергии: сплоченная сеть мужских отношений, усиленных таинственностью и секретностью организации, - как замена персональных и социальных гетеросексуальных отношений. Эти новые отношения трудны, но очень важны для молодых людей в условиях отсутствия социальной мобильности: уход в политико-религиозную "миссию" терроризма, в ответ на чувство безысходности их собственного существования. "Терроризм бен Ладена использует тот хаос, в котором существуют молодые мужчины, превращая энергию их политического и сексуального пыла во взрывоопасную смесь". Такое горючее вполне достаточно для того, чтобы покончить с собой в эротическом плане и не только, во имя борьбы с Великим Сатаной, который, явно, - подчеркивает Тиджер, - в первую очередь является Великим Искусителем.

Это интересная, хотя и не единственная, точка зрения, пытающаяся оперировать символическим и параноидальным смешением, сконцентрировавшемся в образе самолета, врезающегося в башни (человек-птица - из первобытного мышления, тело-машина - из арсенала мышления киборга). Но анализ был бы более убедительным, если бы Тиджер попытался охарактеризовать упорное желание Запада начать войну мужской инициализацией и ее видоизменениями в ситуации кризиса самосознания западного мужчины. И в ожидании хоть каких-нибудь сдвигов в сторону преодоления этого кризиса на Западе, я хотела бы предложить вам две цитаты, посвященные событиям 11 сентября и высказанные двумя мужчинами-арабами. Это касается наболевшей темы: политика и жизнь. "Ответственность Соединенных Штатов за события 11 августа очевидна. Но и наша ответственность не меньше. Мы оказались неспособны отделить политику от права на жизнь. Это и объединило другие страны в борьбе с нами" - пишет один из них. "Сейчас пришло время покончить с любой апологией смерти и принять жизнь, несмотря на то, что некоторые до сих пор пытаются отрицать ее" - заявляет другой. И продолжает: "Мы находимся на краю пропасти. Но ведь можно и обойти эту пропасть, превратив эту трагедию в шаг навстречу обновленным человеческим отношениям".