"Сейчас начнется самое трудное. После военных операций в Афганистане, мы будем вынуждены столкнуться с такой непростой для нас реальностью, как Ближний Восток. И я боюсь, что удары по другим странам нам не помогут".
Мартин Индык (Martin Indyk) не верит в действенность бомб. Бывший специальный советник по вопросам Ближнего Востока в Администрации Клинтона (Clinton) два раза был американским послом в Израиле: во времена Ицхака Рабина (Yitzhak Rabin) (1995-1997), а также во времена последних, неудавшихся переговоров о мире, с января 2000 по май 2001.
- Господин Индык, что будет, если США нанесут удары по другим странам?
- Необходимо провести различие: если целью станут базы Аль-Каиды вне Афганистана, и если удары будут "грамотными", то может все получиться удачно.
- А в противном случае?
- Есть риск ополчить против себя врагов. Буш (Bush) сказал: "Или с нами, или с террористами". Все правильно, это основная линия. Но на Ближнем Востоке необходимо делать более сложные подсчеты.
- Какого типа?
- Большинство стран этого региона до сих пор занимали двойственную позицию по отношению к США. С тех пор как началась война, никак не отреагировали Саудовская Аравия и Египет. Мы находимся на скользкой земле. Единственное исключение составляют Палестина, Иордания и Пакистан. А этого очень мало.
- Что может стать следующей мишенью американских атак?
- Ключевые страны - это Ирак, который спонсирует исламский джихад, и Сирия, которая ее поддерживает. И хотя Саддам Хусейн (Saddam Hussein), вероятно, достаточно изолирован, все же я думаю, что бомбить Сирию небезопасно. Это может вызвать цепную реакцию.
- Но ведь Сирия недавно вошла в Совет Безопасности ООН┘
- Это ничего не значит. Сирия должна заслужить эту позицию, она должна предоставить свои спецслужбы.
- Что Вы имеете в виду, когда говорите об опасности цепной реакции?
- План исламских экстремистов и Аль-Каиды ясен: они хотят открыть новые фронты и расширить конфликт на Ближнем Востоке.
- И основой этого плана может стать исламский джихад?
- Да. Именно то, что хотел сделать Саддам Хусейн во время войны в Персидском заливе. Но по сравнению с иракским диктатором, у Усамы бен Ладена еще меньше шансов на успех. В 1991 Ирак мог оказывать давления на граничащие с ним страны. У Усамы нет достаточно сил, чтобы повторить эту операцию.
- Что является сегодня главной проблемой для США?
- Афганские беженцы. Это политическая проблема, а также дестабилизирующий элемент, который может изменить планы. Саддам готов использовать этот предлог, чтобы найти союзников и вступить в игру. Так что в первую очередь нужно решить этот вопрос.
- А потом?
- Поддержать Арафата (Arafat). Я думаю, что именно в это дни Рубикон пройден, и Арафат сделал свой выбор. Сейчас, как никогда раньше, важно сотрудничать с ним.
- Мир в Палестине ознаменовал бы поворот в борьбе с терроризмом?
- Скажем так: очень помог бы.