Шейх Ахмед Заки Ямани (Ahmed Zaki Yamani) в 70-е годы был министром нефтяной промышленности Саудовской Аравии. Доверенное лицо короля Фейсала (Feisal) и один из основателей ОПЕК, Ямани координировал нефтяную политику во время первого и второго шока. В середине восьмидесятых его позицию сочли слишком про-западнической, и его политическая карьера завершилась. Сейчас Ямани живет в Лондоне, где он основал Центр по изучению комплексной энергии.
- Как Вы считаете, военные действия США в Афганистане повлияют как-нибудь на состояние нефтяного рынка?
- Не особенно. А вот если будут нанесены удары по другим странам, тогда может начаться очень серьезный кризис.
- Вы думаете о том, что возможно свергнуть режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein)?
- Если бы такое произошло, иракская нефть исчезла бы с мирового рынка. А это 2,2 миллионов баррелей в день. Кто сможет это возместить?
- Саудовская Аравия┘
- Страна сейчас закрыта по политическим мотивам. Возможная война против Ирака очень затруднила бы рост производства нефти в Саудовской Аравии, а цены подскочили бы до 30 долларов и выше за баррель, так что Америке пришлось бы использовать свои стратегические запасы.
- Но власти Вашингтона собираются нанести удар и по Ираку┘
- Тот, кто атакует Ирак, должен знать, что это откликнется значительным повышением стоимости нефти, что еще больше усилит кризис.
- Вы всегда пытались удержать ОПЕК от искушения слишком повысить цены, потому что в этом случае Запад счел бы более выгодным использовать другие источники┘
- Страны ОБСЕ исследуют многие области экономии электроэнергии. Двадцать лет назад увеличение потребления нефти на один процент считалось показателем экономического подъема. Сейчас ситуация изменилась. В прошлом году в Европе был отмечен хороший экономический рост, при том что потребление нефти уменьшилось.
- Мы приближаемся к концу нефтяной эры?
- Нет, нефть еще долго будет иметь большое значение. Высокие цены приведут к скачку добывающей промышленности, как внутри, так и вне ОПЕК. Если политические отношения будут сохранять стабильность, то возможно даже, что цены понизятся.
- Геологи считают, что через несколько лет будет иметь место нехватка нефти┘
- Они говорят так уже тридцать лет. На самом деле, современные технологии позволяют открывать новые месторождения.
- При этом 90 процентов мировых запасов нефти принадлежат мусульманским странам┘
- В Персидском заливе можно было бы добывать еще больше нефти, если бы были вложены необходимые средства. Например, запасы Ирака могли бы в моментально удвоиться, если бы повысился коэффициент добычи: в Персидском заливе он составляет 30%, в Северном море 60%
- Саудовская Аравия, обеспечивающая мировой рынок нефти на 12 процентов, является основным партнером Запада. И, однако, она не предоставляет свою территорию в качестве точки опоры для борьбы с терроризмом.
- Вы говорите о войне с террором. Но для начала мы должны точно определить, кто является врагом.
- Вас не убеждают доказательства против Усамы?
- Я очень сомневаюсь, что Усама был в состоянии организовать такую сложную операцию. Возможно, он финансировал атаки. Но в любом случае необходимо иметь и другие версии.
- Вы считаете нерешенный палестинский вопрос глубинной причиной терроризма?
- Бесспорно. Тот, кто хочет сражаться с терроризмом, должен начинать оттуда.
- Что должен сделать Запад?
- Америка должна сказать Израилю: "Хватит". Запад должен потребовать от Израиля уважения к резолюциям ООН и исполнения обязательств, принятых в Осло и Мадриде. Мир должен быть справедлив к палестинцам, а Израиль должен понять, что палестинцы - это нация.
- Но кто, кроме бен Ладена, мог организовать атаки на Нью-Йорк и Вашингтон?
- Есть много вопросов, на которые невозможно ответить. Кто спекулировал на этом терракте, вступив в игру против авиакомпаний и страховых компаний? Кто скупил государственные ценные бумаги, получив за неделю 20 процентов дохода? До сих пор расследования ни к чему не пришли. Выходит, что, благодаря трагедии 11 сентября, кто-то прикарманил прибыль в сотни миллионов долларов.