"Мы не забудем, что в Генуе именно Вы настаивали на нашем участии в европейском проекте по обороне. Я буду рад принять Вас в Москве". Утром 26 сентября Владимир Путин этими словами попрощался с Сильвио Берлускони (Silvio Berlusconi), с которым они вместе завтракали в одном из лучших отелей Берлина. За время этой встречи лицом к лицу, длившейся не более часа, российский лидер убедился в том, что Италия - это хороший партнер, который поможет России занять исторически причитающуюся ей место в Европе.
Визит Берлускони в Кремль, который состоится в следующий четверг, станет возможностью политического укрепления тех привилегированных отношений, которые всегда связывали Италию с Россией, вторым по значимости торговым партнером после Германии.
Берлускони может гордиться не только тем, что он предвидел, еще задолго до событий 11 сентября, вовлечение России в первый международный кризис бок о бок с западными странами, но и тем, что в 1994 году, в течение семи месяцев своего первого правительства, он подготовил текст договора о дружбе между Италией и Россией, гораздо более основательный, чем предыдущий.
Заслуга же Путина состоит в том, что уже во время саммита в Ереване, в мае этого года, он указал Западу на необходимость борьбы с исламским экстремизмом. Кроме того, Путин положил начало - вместе с Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном - "быстрому вмешательству" в борьбу против терроризма, финансируемого афганскими талибами.
Правительство Берлускони, лишенное бремени прошлого, до сих пор ведет себя по отношению к стране бывшего советского блока все с большей открытостью и непринужденностью. Во время встречи Большой Восьмерки в Генуе именно итальянский премьер начал дискуссию о перспективах вхождения Москвы в ВТО. Вхождение во Всемирную торговую организацию и в Европейский союз станут одним из пунктов переговоров в четверг, вместе с анализом ситуации в Чечне. Ни для кого не тайна, что Путин очень рассчитывает на расположение ведущих стран ЕС, чтобы получить то, что, благодаря им и, в частности, Италии, он получил, когда с США велись переговоры о присоединении Москвы к Большой Семерке.
Россия нуждается в Европе и в том, чтобы войти в ВТО. Министр иностранных дел Руджеро (Ruggiero) в своем интервью, опубликованном несколько дней назад в Il Corriere, напомнил об этом, подчеркнув, что такой шаг нужен и Европейскому Союзу.
Есть и еще одна задача, которой сейчас занимается итальянская дипломатия, пока с большой осторожностью, и которая требует помощи Москвы. Речь идет об организации в Риме конференции под эгидой ООН, на которой речь пойдет о будущем Афганистана. Несколько дней назад Хавьер Солана (Javier Solana), уполномоченный ЕС по внешней политике, был в Риме и вместе с заместителем министра Маргеритой Бонивер (Margherita Boniver) договаривался с бывшим королем Афганистана Захиром Шаном (Zahir Shah) о встрече, которая стала бы первым заседанием нового афганского правительства. Цель не простая - учитывая и трудности в том, чтобы привезти в Рим 120 представителей разных народностей и культур Афганистана, - но если заседание состоится, это будет большим успехом для внешней политики и для всего правительства Италии.