Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто придёт на смену талибам?

Интервью специального посланника ООН в Афганистане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ООН считает, что решать, являются ли талибы законными представителями пуштунов, составляющих большую часть населения Афганистана, следует самому афганскому народу. Только после такого решения можно говорить о их участии в будущем правительстве

"JW": Сейчас существует много вариантов политического будущее Афганистана после ухода талибов. Как относятся к планам США относительно свержения режима "Талибан" в Пакистане?

Томас Руттиг: Пакистан в любом случае хотел бы иметь в соседях дружески настроенное по отношению к нему правительство. Чтобы учесть требования по возможности более широкого круга политических сил, бывший король Афганистана Захир Шах (Zahir Schah) выдвинул инициативу созыва Лойи Джирги - большого собрания народных представителей. В этих целях в настоящее время ведется поиск союзников. В конце прошлой недели на Кипре прошло заседание так называемой организации "Кипрская инициатива". Там приняли решение послать в Рим делегацию, чтобы обсудить возможность сотрудничества с римской группой. Они хотят это сделать под эгидой ООН.

Это говорит в пользу такого варианта. Уже есть соглашение, подписанное в конце сентября между римской группой и Объединенным фронтом, который известен как Северный альянс. Вопрос о возможности участия талибов в будущем правительстве оспаривается даже среди самих афганцев.

"JW": А разве нельзя его особо урегулировать с Пакистаном?

Томас Руттиг: Это спорный пункт. В последние недели Пакистан дал ясно понять, что в составе будущей администрации должны быть представители пуштунов, составляющие большую часть населения Афганистана. Но это и не оспаривается афганскими группировками, действующими в эмиграции. Все крутится вокруг одного вопроса, являются ли талибы так называемого умеренного крыла законными представителями пуштунов.

"JW": Когда в 1994 году талибы взяли власть в свои руки в большинстве регионов страны, их воспринимали, прежде всего, как силу, способную навести порядок. Мог бы взять на себя такую функцию Северный альянс, будучи вооруженной группировкой из оппозиционного спектра сил?

Томас Руттиг: Только в ограниченной форме, поскольку и у Северного альянса не везде в Афганистане есть сторонники. В 1992-1996 годах у него не особенно-то все ладилось, что касается правительственных дел. По этой причине есть много оговорок, когда речь заходит о нем, особенно, среди собственного населения. Совершенно очевидно, что сначала нужно найти убедительные лозунги. Захир Шах обратился к Генеральному секретарю Кофи Аннану (Kofi Annan) с просьбой послать в страну что-то вроде миротворческих сил с тем, чтобы обеспечивать безопасность на переходном этапе.

"JW": Каким могло бы быть стабильное правительство на долгосрочную перспективу?

Томас Руттиг: Оно должно быть правительством, созданным по возможности на самой широкой основе. В настоящий момент мы ведем переговоры по поводу того, как должен выглядеть переходный период. Должно быть твердо определено, что по завершении такого переходного периода следует действительно позаботиться о том, чтобы в Афганистане появилось легитимное и стабильное правительство, которое должно быть избрано афганским населением и которое должно быть легитимным и для международного сообщества.

Важно, чтобы были стабильными отношения с соседними государствами. При этом никто не сможет обойтись без Пакистана.