По мнению экспертов по вопросам коммуникабельности, яркие символы и метафоры абстрактного содержания, к которым прибегают политики, становятся в обстановке "войны против террора" настоящей проблемой. "Войны", говорит ученый Ульрих Сарцинелли (Ulrich Sarcinelli), специализирующийся на проблемах политики, "являются всегда одним из этапов риторического вооружения".
Сильным и эмоциональным языком отличались первые дни шока, вызванного террористическими актами 11 сентября. Однако по мере продолжения войны эксперты требуют более конкретного языка и трезвости.
"После 11 сентября в языке получила распространение излишняя риторичность", - сказал корреспонденту DPA профессор Сарцинелли, имя которого стало известно благодаря его исследованиям в области политики символов и доведения до сознания масс политической информации. Если президент США Буш (Bush) объявил "войну" "скрывающемуся в тени врагу", то российский президент Владимир Путин прибег к метафоре из медицинской области, сказав о "чуме 21-го века", а председателю Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) в голову пришел географический образ: он говорил о "водоразделе" в мировой политике. В этой ситуации канцлер ФРГ Шредер (Schroeder) применил, как говорит Сарцинелли, "высоко заряженный символ", пообещав "безграничную солидарность" со стороны Германии. "Подобные символы прежде несли в себе функциональное начало, однако в изменившейся ситуации они могут стать проблемой", - предупреждает ученый из университета в Кобленц-Ландау.
"Население ждет, что ему дадут бинокль, чтобы сориентироваться в тумане проблем", - поясняет Сарцинелли. Политики должны показать, что они держат ситуацию в руках. "По этой причине в период конфликтов появляются сильные символы, а времени, чтобы как следует осмыслить возможные последствия их использования, нет". Что действительно можно понимать под обещанием Германии о "солидарности", становится понятно лишь постепенно. Ходят слухи о возможном применении специальных подразделений или голубых касок.
К тому же работающий в Техническом университете в Ильменау в области изучения средств массовой информации профессор Мартин Леффельхольц (Martin Loeffelholz), издавший книгу "Война как событие для средств массовой информации", пришел к выводу о "приобретении метафорами самостоятельной жизни". "Выдумываются понятия, - говорит он. - Они проникают в тексты сообщений". В частности, нет необходимости критиковать такую находку людей, выдумывающих новые слова, как "террористическая сеть", поскольку новая ситуация требует новых понятий. Такие метафоры могут хорошо обрисовывать то, что раньше не было известно. Однако средства массовой информации и политики не должны принимать абстрактные метафоры за чистую монету или как руководство к действию.
"Тот, кто выдумал выражение "террористическая сеть", должен вслед придумать и такое сочетание как "пакеты безопасности", - говорит Сарцинеллли, - даже если за этой сетью в действительности кроются, скорее, неопределенные идеологические связи и общие мотивы".
В своих книгах такие специалисты в области языкознания, как Уве Перкзен (Uwe Poerksen) ("Слова-пластики") или Эрих Штраснер (Erich Strassner) ("Идеология - Язык - Политика") описывают, как политики в своих политических буднях мешают словесные оболочки и пустые формулы с несущими словами, вызывающими чувства. В политической риторике, согласно им, практически не содержится анализа и точных аргументов, но она имеет мощное воздействие. Что изменилось после событий 11 сентября?
В высказываниях политиков по актуальным проблемам тоже много выражений абстрактного содержания, которые должны, якобы, мотивировать к немедленным действиям. В Германии после событий 11 сентября внутриполитическую дискуссию определяет озабоченность по поводу "положения с угрозой или с безопасностью" в то время, как за рубежом считается, что страна хочет лишь позиционироваться "в новой ситуации". Сейчас еще трудно решить, появляется ли новый вид повседневного политического общения, говорит Сарцинелли. Однако критику высказать следует: "В ходе политических дебатов следует следить за общностью мнений, насколько они проблематичны для парламентских демократий".
В период, когда существуют угрозы, политики, по его мнению, больше свободны в выборе, что говорить и что сообщать средствам массовой информации, чем в мирное время. "Журналистам, - продолжает специалист по средствам массовой информации Леффельхольц, - в такой ситуации очень трудно уходить от языка политиков и военных". Одновременно он с одобрением говорит, что во многих комментариях и анализах, появляющихся в средствах массовой информации, чувствуется также стремление к размышлению.