Вашингтон, 1 ноября 2001 года. Импульс, который получили американо-российские отношения от беспрецедентного сотрудничества в войне против терроризма, может позволить президенту США Джорджу Бушу-младему (George W. Bush) и президенту России Владимиру Путину в следующем месяце найти общий язык в вопросах сокращения ядерных арсеналов и обороны от баллистических ракет. Только дипломатическая осмотрительность удерживает американских официальных лиц от предсказания успеха намерению г-на Буша-младшего получить большую свободу действий в деле создания ограниченной системы обороны от ракетного нападения и надежде г-на Путина на существенные сокращения ядерных арсеналов большой дальности действия.
"Мы договоримся с россиянами о том, относительно чего мы можем достичь соглашения, - сказал в среду за омлетом военным и дипломатическим репортерам заместитель государственного секретаря США Джон Болтон (John R. Bolton). - Было бы преждевременным проявлять оптимизм или пессимизм". Однако г-н Болтон и другие официальные лица американской администрации с большим трудом сдерживают светлые ожидания, связанные с переговорами, которые г-н Буш-младший и г-н Путин проведут в Вашингтоне и на ранчо г-на Буша-младшего в местечке Крофорд, штат Техас, в период 13-15 ноября.
Как сообщила в четверг на своей страничке в Интернете газета "The Washington Post", договоренность, которой ожидают от этих переговоров, позволит проводить обширные испытания с целью разработки системы противоракетной обороны и поставить перед собой цель сократить уровни ядерных боезарядов на стратегических носителях на две трети, до примерно 1750-2250 единиц у каждой стороны.
За время двух личных встреч между двумя лидерами до нападений террористов на Америку 11 сентября их взаимные симпатии заметно усилились. А затем кривая роста доброжелательности резко взлетела, когда г-н Путин первым из иностранных лидеров связался с г-ном Бушем-младшим по телефону, чтобы сообщить о том, что Россия окажет Соединенным Штатам Америки всестороннюю поддержку в их кампании по искоренению террористической организации "Аль-Каида" в Афганистане. Состоявшаяся у них 10 дней назад встреча в Шанхае ускорила раскрутку маховика взаимного притяжения. По заявлению американского посла в Москве Александра Вершбоу (Alexander Vershbow), она "открыла путь к возможному соглашению, быть может, уже во время визита г-на Путина в Соединенные Штаты Америки, по┘ вопросам, касающимся стратегических наступательных и оборонительных вооружений".
Г-н Путин умерил свои возражения против предложенной г-ном Бушем-младшим программы в области противоракетной обороны и возможного в связи с этим отказа от стержневого (для всех договоров о контроле над вооружениями - прим. пер.) Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, который запрещает участникам создавать системы противоракетной обороны территории страны и проводить некоторые из испытаний, которые замыслил Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.).
Россия и кое-кто из союзников Америки озабочены тем, что все здание контроля над вооружениями начнет рушиться, если будет отброшен в сторону Договор по ПРО. На прошлой неделе министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) приказал перенести некоторые из запланированных Соединенными Штатами испытаний компонентов системы ПРО, которые могли бы рассматриваться как нарушение Договора по ПРО. "Мы не хотим, чтобы люди думали, что мы готовы слишком вольно обращаться с этим договором", - сказал г-н Болтон.
А тем временем Пентагон близок к завершению анализа стратегических потребностей США. Скорее всего будет сделан вывод о возможности установления более низкого потолка для стратегических ядерных боезарядов США - хотя, возможно, не настолько низкого, как 1500-2000 единиц, которые предложила Россия для каждой из сторон.
Иногда в ходе саммитов удается прийти к компромиссу. Если г-н Путин согласится на ограниченную систему противоракетной обороны для Америки, а г-н Буш-младший выложит на стол предложение о сокращении стратегических арсеналов сторон, тогда может быть достигнут именно такой компромисс. Как минимум, сказал корреспонденту "The Associated Press" на этой неделе один высокопоставленный представитель администрации США, четко прослеживается возможность договориться о сокращении стратегических наступательных вооружений сторон. Что же касается оборонительных вооружений, сказал этот представитель на условиях анонимности, россияне не скрывают, что, если США осуществят свое право на выход из Договора по ПРО, это не станет концом света.
В четверг в Вашингтоне в рамках подготовки к саммиту пройдут переговоры между государственным секретарем США Колином Пауэллом (Colin Powell) и министром иностранных дел России Игорем Ивановым. А г-н Рамсфельд собирается в Москву, чтобы переговорить со своим российским коллегой, Сергеем Ивановым. "Я думаю, мы сможем начать переговоры по стратегическим наступательным вооружениям еще до того, как г-н Путин прибудет в Америку", - сообщил г-н Болтон.
Пожалуй, самым чувствительным пунктом повестки дня саммита станет новая попытка г-на Буша-младшего убедить г-на Путина положить конец распространению современных технологий и поставкам обычных вооружений Ирану. "Если бы поведение России (на мировой арене - прим. пер.) стало более близким к нашему поведению, то структура наших отношений в области стратегических вооружений была бы существенно улучшена, - сказал г-н Болтон. - Дело не в том, что у иранцев нет других источников снабжения оружием, они у них есть, и кое-кто из этих источников не особенно прислушивается к нашему мнению. Но общий уровень усилий Ирана, стремящегося стать обладателем оружия массового поражения, вызывает у нас очень сильную озабоченность. Насколько я могу видеть, их устремления не изменились после событий 11 сентября". Вспышка сибирской язвы в Соединенных Штатах, как заявил г-н Болтон, уже сделала эту страну жертвой нападения террористов с применением оружия массового поражения. "Мне представляется, что существует связь между терроризмом и нераспространением оружия массового поражения, и это меня очень сильно заботит", - сказал он.