В этом хрупком теле живет истинная одержимость культурой. Геллер (Heller) пережила и нацизм и сталинизм (она участвовала в венгерской революции 1956 года, и ее диссидентство стоило ей коммунистического вето). Она хотела знать, почему существует столько злобы? Ответ на свой вопрос она искала столь увлеченно, что стала любимой ученицей Джержи Лукача (Gyorgy Lucacs) и, на сегодняшний день, крупнейшим теоретиком современной этики. Этот тоталитаризм, рожденный 11 сентября, говорит она, нисколько ее не удивил.
-Слово "этика" начинает изменять свое значение?
- Да. Последствия 11 сентября отмечают переломный момент. Главными очагами терроризма в ХХ-ом веке были гитлеровская Германия и СССР Сталина. После падения Берлинской Стены терроризм вошел в эру постмодернизма.
- Постмодернистский терроризм?
- Терроризм той эпохи корнями уходил в традиционную политическую схему, основанную на существовании правых и левых сил. Терроризм постмодернистский берет свое начало в религиозном фундаментализме. Тем не менее, оба они похожи.
-Чем?
-Они занимаются самооправданием на основе идеологии. Гитлер провозгласил себя защитником Европы, Сталин совершал свои деяния во имя пролетариев всех стран, Бен Ладен утверждает, что он защитник всех мусульман┘. Основа всех этих террористических явлений заключается в том, что их лидеры, будь то Гитлер, Сталин или Бен Ладен - несостоятельные интеллектуалы.
-Вы так полагаете?
-Да. Начиная с Геббельса (Goebbels) и заканчивая Троцким, включая того же самого Бен Ладена, они все такие. Они ловят своих последователей в университетах, а не на окраинах. Теория глобального терроризма пытается поставить себе в основание несправедливость распределения благ на Земле. Это неравенство действительно существует, но решение ему можно найти, отталкиваясь от социал-демократической программы. Кто в настоящее время является противником социал-демократии? Террористические режимы и их администрация. Они, на самом деле, нуждаются в нищете, для оправдания своих действий.
-Вы жили при целом ряде тоталитарных режимов, какой наихудший...
-Самым ужасным был нацизм. Я была маленьким ребенком, а мне приходилось постоянно сталкивалаться с убийцами. Тогда я поняла, что такое жить с постоянной угрозой смерти. Я потеряла своего отца во время Холокоста. Именно те переживания, к которым позднее прибавился еще и ГУЛАГ, разбудили во мне желание посвятить себя изучению этики.
-Могли бы Вы, с моральной точки зрения, дать совет для тяжелых времен?
-Думать своей собственной головой.
-Вы просите слишком многого.
-Думать, отталкиваясь от очевидной схемы - это моральное поражение. Я настаиваю, в случае с терроризмом, наихудшее - это полагать, что с помощью идеологии можно объяснить все его действия.
-Вы непродолжительное время симпатизировали сионистам...
-Очень непродолжительное┘
-Но это движение имело довольно сильное пристрастие к пороху.
-Сионизм зародился как движение националистов, которое можно было бы сравнить с русским национализмом. В то время как русский нигилизм избрал себе царизм в качестве объекта борьбы, первые убийцы движения сионистов таким же образом боролись с британскими офицерами. Я не согласна ни с одним видом политического убийства, это делает Баадер Майнхофф (Baader Meinhoff) или израильский экстремизм. Но это отлично от терроризма┘
-Шарон временами, кажется, забывает об этом.
-Мне не нравится его позиция. Во время мирных переговоров при посредничестве Клинтона (Clinton), господин Барак (Barak) пошел много дальше, чем это можно было. Я полагаю, что любое разумное правительство Палестины должно было увидеть это. Не могу этого понять!
-Если, даже Вы этого не понимаете...
-Я знаю только, что есть деятели, которые заручились поддержкой Бен Ладена, именно они и начали новую интифаду. Они враждебно настроены не только по отношению к Израилю, но и к палестинцам. Мирное соглашение было возможно┘. Когда кажется, что ты уже понял весь мир, он внезапно ускользает от тебя.
-О чем Вы думаете, ложась спать?
-О! О своих учениках, детях и внуках, о тех, кого я люблю или с которыми я в ссоре┘.
-Проблемы мало философские....
-(Смеется) Пытаюсь отключить свои философские размышления, для того, чтобы суметь заснуть.