Концерн рассматривает крупнооптовые рынки (где продажа идет за наличный расчет) в качестве идеального внедрения на зарубежных рынках. Несколько дней назад были открыты первые два, за ним последуют еще четыре. Если первый опыт будет успешным, "Metro" откроет свое дело и в других городах, сказал Вальтер Деметц (Walter Demetz), ответственный в концерне за проект по продаже за наличный расчет в России. Продажа за наличный расчет ориентирована на специализированных покупателей, который регистрируются в концерне. Отдельные граждане что-либо приобретать в концерне не могут.
Следующий шаг - рынок электроники
У "Metro" в России благоприятное положение, поскольку у концепции продажи за наличный расчет нет конкурентов, сказал Деметц. Ежегодный оборот каждого из двух первых рынков, в которые концерн инвестировал 25 миллионов долларов США, должен составлять 60 миллионов долларов США. Будут ли очередные четыре рынка открыты, как это планировалось ранее, уже в этом году, пока твердо сказать нельзя.
В качестве возможных пунктов для открытия других филиалов рассматриваются 20 населенных пунктов, сказал Деметц. "Ими могут стать любые города с численностью населения более одного миллиона человек". За ними может последовать открытие оптовых рынков электроники, таких, как "Media Markt" или "Saturn", сказал председатель правления концерна "Metro" Ганс-Иоахим Кербер (hans-Joachim Koerber). "Metro", кроме того, содержит цепь супермаркетов "Real", рынки продуктов питания, магазины Galeria Kaufhof" и рынки строительных материалов "Praktiker".
Высокие столичные цены
"Metro" надеется довести московские рынки до уровня прибыльности быстрее, чем это было бы в Германии. Основанием для этого являются уровень цен в российской столице, в которой живут 11 миллионов человек и где, по сообщениям средств массовой информации сконцентрировано 70 процентов российского капитала. "Цены в Москве выше, чем в Западной Европе", - сказал Деметц. Но и получают москвичи намного больше, чем граждане других регионов Российской Федерации. Представители компании "AVA", которая в следующем году собирается открывать в Москве "Рынок потребителя" говорят даже, что покупательная способность в московском мегаполисе составляет 70 процентов от среднего уровня покупательной способности немецких граждан. По официальным данным, в российской столице нет безработных.
Товаров российского производства мало
Ассортимент московских оптовых рынков по продаже за наличный расчет очень похож, по данным "Metro", на ассортимент в Германии. На обоих рынках можно, например, приобрести продукты питания, москательные товары и стиральные машины. "Metro" получает, по собственным данным концерна, 70 процентов товаров через российских импортеров. В дальней перспективе эта цифра должна быть увеличена до 80-90 процентов, сказал председатель правления Кербер. Впрочем, лишь незначительная часть товаров является отечественного производства. "Российскими являются, прежде всего, продукты питания", - сказал Деметц.
Страх перед волокитой
О политико-экономической ситуации в Российской Федерации в концерне говорят оптимистически. "Здесь нет признаков нестабильности", - сказал Деметц. В целом российский президент Владимир Путин и настроенный на реформы министр экономики Герман Греф пользуются среди немецких предпринимателей большим авторитетом. Несмотря на это жизнь иностранным инвесторам усложняет бюрократия. При планировании строительства рынков концерна "Metro" тоже пришлось пережить "бюрократический кошмар", сказал Деметц. Опасным подводным рифом считаются, например, строгие строительные нормы.
Продажа за наличные приносит и наличные доходы
Крупные оптовые рынки, которые существуют в 20 странах мира, имеют самый большой оборот в группе "Metro" и приносят концерну, по словам Кербера, 45 процентов всех доходов. В первом полугодии 2001 года на долю этого бизнеса пришлось четыре пятых дохода группы "Metro".
Оборот концерна в прошлом году составил 92 миллиарда немецких марок, из которых 42 процента приходились на зарубежные страны. Согласно последней информации, "Metro" планирует открыть в 2003 году оптовые рынки также в Индии. В германии концерн является первым среди равных. В мире "Metro" занимает четвертое место и следует в списке за такими компаниями, как "Wal Mart", французская " Carrefour" и нидерландская "Ahold Nummer".