США сбросили на Афганистан практически все, что есть в их арсеналах: обычные бомбы, бомбы лазерного наведения, кассетные бомбы, вакуумные бомбы, много бомб. На протяжении пяти недель, день за днем. На данный момент совершено более 2 000 боевых вылетов, сказал на этой неделе сотрудник Пентагона адмирал Петер Пэйс (Peter Pace).
Результат трудно установить, так как нет проверенной информации. Но если исходить из целей, поставленных президентом Бушем (Bush), можно сказать, что он равен нулю: линия фронта в Афганистане , начиная с 7 октября, практически не изменилась, талибы не повержены, не арестован ни один из предполагаемых террористов. США по причинам отсутствия информации также не удалось установить местопребывание Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden) и Мохамеда Муллаха Омара (Mohamed Mullah Omar).
Невидимый противник
До сих пор были использованы, очевидно, вопреки всяким планам, подразделения специального назначения. По неподтвержденным данным это ничего не дало, кроме того, что несколько американских военнослужащих было ранено, от чего Пентагон всячески открещивается. Армия, практически, глуха, у нее нет информации, чтобы планировать такие сложные и опасные операции. Ни у одной из западных спецслужб нет своих агентов в Афганистане.
И даже если прослушивать бесчисленное количество телефонных разговоров членов "Аль Каиды", радиоразведка - одно из важнейших средств добычи информации - остается практически бесполезной. У талибов примитивная телефонная сеть и радиосвязь, большая часть оборудования которых, вероятно, разрушена.
Помощь слабому помощнику
Северный альянс - единственный фактор, говорящий в пользу США. Но и здесь успех не велик. 15 000 партизан противостоят, очевидно, 45 000 талибов, которые лучше вооружены. Серьезные бои до сих пор были только на севере в окрестностях Мазари-Шарифа. Если город удастся взять до наступления зимы, альянс сможет создать на севере страны сплошную линию фронта и благодаря появлению аэродрома получать оперативную материальную помощь из США и России.
Большое наступление, о котором неоднократно сообщалось, та и не состоялось. Прежде всего, по той причине, что у бойцов не хватает самого необходимого. Между тем, США начали сбрасывать с воздуха не только оружие, боеприпасы и воду, но даже продовольственные пайки и корм для лошадей. Как говорится, срочно необходима зимняя одежда и даже обувь.
Южный альянс не существует
Как пишет "New York Times" , пока безуспешными остаются попытки ЦРУ создать второй фронт. На юге страны проживают доминирующие в стране пуштуны и немного таджиков - группа населения, которая поддерживает, прежде всего, Северный альянс. Американский адмирал Джон Штафлибом (John Stufflebeem) несколько дней назад сказал, что есть попытки создания партизанских отрядов в окрестностях Герата и Кандагара. Но как такового Южного альянса не существует. Единственный независимый полевой командир, который хотел воевать против талибов, убит. Отряд Абдул Хака (Abdul Hak) был окружен, Хак казнен, его небольшой отряд изгнан.
Борьба, которая дорого стоит
Министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) уже сделал попытку подготовить общественность к тому, что борьба против терроризма и тех, кто их поддерживает, может продолжать еще не один год. Эта война стоит миллионы уже сегодня: в регионе находятся 50 000 американских военнослужащих, среди них многие тысячи военнослужащих из состава подразделений специального назначения. Один экспедиционный корпус военно-морских сил ждет команды, 26-й экспедиционный корпус численностью 2 200 человек находится, как пишет "New York Times" на пути в регион. В аравийском море находятся авианосцы, в интересах операции "Безграничная свобода" действуют более 400 боевых самолетов.
С увеличением численности группировки и расширением фронта боевых действий нарастают дипломатические трудности. Лишь некоторые исламские государства готовы или в состоянии убедить свое население, чтобы то терпело пребывание американских войск на своей территории. Пакистан - самый важный союзник в регионе - уже несколько недель требует прекращения бомбардировок.
Отсутствие всякой стратегии
Однако самой большой проблемой для американской военной кампании - это наступающая зима. Песочные бури или град часто делают невозможным применение вертолетов, снег и холод мешают проведению любой наземной операции, затрудняют спутниковую и агентурную разведку. Опасно для жизни десантирование в горах. За время боев погибли два военнослужащих США, 28 человек получили травмы во время десантирования и в результате падения вертолетов, пятеро во время боев.
Однако то, что ставят в вину Пентагона его собственные сотрудники, так это отсутствие плана, стратегии. Противник был недооценен, бои начались без достаточной подготовки, каждая акция представляет собой спорадическую реакцию, сообщают многие американские средства массовой информации. Пресс-секретарь Пентагона Виктория Кларк (Victoria Clarke) говорит: "Мы находимся в движении".