Четыре года назад это новшество заслуживало еще всяческой похвалы, но потом о нем забыли. Речь идет о "Постоянном совместном совете" (PJC) НАТО и России, который оставался одним из многих брюссельских органов, который время от времени напоминал о своем существовании мало что значащими заявлениями. И вот теперь администрация Буша (Bush) намеревается предоставить русским в этом Совете больше прав и влияния в качестве ответа на взаимопонимание в вопросах с проектом создания системы противоракетной обороны и Договора по ПРО. Немецкие дипломаты считают это обстоятельство, которое должно стать предметом обсуждения в начале декабря на заседании министров обороны в Брюсселе, внушающим опасения.
Совет, созданный для налаживания доверия, пошатнувшегося после принятого вопреки желанию России решения о приеме в НАТО Польши, Чехии и Венгрии, оказался в большом кризисе, когда в 1999 году НАТО вопреки воле Москвы применила военную силу в косовском конфликте. Русские прекратили свое сотрудничество, однако позднее продолжили диалог на уровне министров иностранных дел.
Затем, уже с начала этого года, обозначился переход в деятельности Совета от актуальных проблем, таких, как, например, сотрудничество миротворческих сил СФОР и КФОР на Балканах к обсуждению проектов на будущее. Россия выдвинула предложения о создании нестратегической системы противоракетной обороны. Обсуждались вопросы, связанные ролью ядерного оружия, предотвращением его дальнейшего распространения в странах третьего мира и налаживанием в этой сфере отношений доверия, а также с поддержкой в получении новых профессий уволенными военнослужащими (в России - это большая проблема). Успехом Совета явилось также открытие в феврале в Москве Информационного бюро НАТО.
Совместная борьба против терроризма после 11 сентября позволяет добиться еще большего. Если говорить об американцах, то база для деятельности Совета НАТО-Россия будет существенно расширена. Планируется, что в Совете будет вырабатываться единая позиция в определенных областях, которые затрагивают интересы обеих сторон. При этом речь идет об актуальной проблеме борьбы с терроризмом а, кроме того, о контроле над распространением оружия и вооружений всех образцов, включая ядерное оружие и ракеты-носители, который в настоящее время признается недостаточным. Такие задачи превращают "Постоянный совместный совет" в важный орган сотрудничества альянса и России.
Немецкая сторона указывает на то, что русские в этом органе были до сих пор не слишком откровенны. По этой причине потенциал возможностей Совета использован только на 70-80 процентов. Причиной этого является сопротивление консервативных сил в московских
министерствах иностранных дел и обороны. Лишь только тогда, говорят немцы, когда президенту Путину удастся преодолеть это сопротивление, и будет использован невостребованный потенциал этого органа, есть смысл заводить разговор о расширении его полномочий.