Каждый, кто посещает интернет-сайты, хоть раз обращал внимание на следующие сообщения: Нострадамус предсказывал теракты 11 сентября; кадры ликующих по поводу покушения на Америку палестинцев были сняты в 1991 году; а вот последняя фотография с крыши Всемирного Торгового Центра, сделанная сразу же после того, как туда врезался самолет; проинформированные спецслужбой Моссад, четыре тысячи израильтян не вышли на работу утром 11 сентября; в некоем баре с врача взяли 130 долларов за воду, которая нужна была ему, чтобы оказать помощь жертвам. Необходимо ли уточнять, что все эти сообщения, за исключением последнего, лживы?
Согласно некоторым подсчетам, интернет располагает двумя с половиной миллиардами общедоступных страниц, к которым ежедневно прибавляются не менее семи миллионов документов. Из этой смеси периодически всплывают элементы, которые начинают расти и размножаться, они распространяются, кочуют из сайта в сайт, передаются по электронной почте. Подобно Супермену, облетают весь мир со все возрастающей скоростью и достигают размера "вселенских сплетен". Если оставить в стороне степень их правдивости и изначальный источник, то можно сказать, что они различаются по скорости своего распространения.
Ричард Доукинс (Richard Dawkins), биолог-неодарвинист, называет эти фрагменты идей или дискурсов "мемами" ("memes"), подобно генам в биологии, со способностью к размножению. По мнению современных теоретиков эволюции видов, живые существа есть ни что иное, как средство перемещения генов, проводник, который несет гены будущим поколениям. Гены, попавшие на "борт" "хорошего" проводника - или случайно, или благодаря прямому следствию качества этого проводника - будут становиться, из поколения в поколение, все более многочисленными и выйдут победителями в эволюции.
В киберпространстве (числовое пространство мира, в котором развиваются мемы) и ноосфере (совокупности человеческого мышления) мем выходит победителем, если способен подняться на борт большого числа "хороших проводников". Специалисты этого типа инфекций, распространяющихся без человеческого вмешательства, информационные вирусы, использующие дефекты наиболее распространенных программ, разворачивают свою деятельность в машине-мишени, которая направляет их на сотни других мишеней.
"Самый древний в мире медиум", сплетня, должна не только перемещаться из машины в машину, он должна вживаться в мозги. И не столько ее собственные отличительные качества - правдоподобность и наличие источника, - сколько именно приспособление к той среде, в которой она вертится, может превратить фантазию в широко распространяющуюся информацию (┘)
К классическим каналам распространения мыслей - образовательные учреждения, СМИ, культура, дискуссии - взаимосвязь между киберпространством и ноосферой добавляет еще один канал с уникальными характеристиками: непосредственность, децентрализованность, вселенский масштаб (┘)
Понадобится целый век, чтобы постичь, во всех культурных преломлениях, этот инструмент коммуникации, на базе которого можно создать новые способы информации, одновременно и надежные, и децентрализованные, ответственные и демократичные. Век, в течение которого будут преуспевать продавцы сплетен, рекламные агентства, которые поддерживают вирусный "маркетинг", мошенники и фабриканты пропаганды. Выдохшиеся и уставшие, мы, наконец, научимся взвешивать ценность нашей "эксклюзивной" информации прежде, чем нажать на "отправить". И, с легким сердцем, кликнем на "удалить". Но сплетня, несмотря на наши старания, найдет способ просочиться, поскольку является творением, наиболее приспособленным для выживания в обществе непосредственной коммуникации.