Москва, 22 ноября 2001 года. Около 5000 представителей общественных объединений и неправительственных организаций собрались вчера в Государственном Кремлевском дворце, чтобы открыть двухдневный Гражданский форум. Этот форум, организованный Кремлем и другими ветвями российского правительства, имеет целью создание благоприятных условий для развития независимого и стабильного гражданского общества в России. Гражданское общество - это такое общество, в котором неправительственные организации и многочисленные прочие (общественные) институты образуют буфер между народом и правительством, ограничивающий власть правительства и усиливающий права рядовых граждан.
В речи на открытии форума российский президент Владимир Путин сказал делегатам, что его правительство готово совместно с общественностью работать над улучшением гражданской жизни в стране. Г-н Путин заявил, что для того, чтобы иметь как стабильное государство, так и процветающее общество, необходимо чтобы государство и общество начали диалог: "Невозможно иметь сильное государство, процветающее и преуспевающее общество, если нет хороших отношений партнерства между государством и гражданским обществом. (С этой целью) необходимо начать равноправный диалог. Мы понимаем, что эффективность такого диалога в большой мере зависит от нас, от представителей власти и от властей в целом. Что касается нас, мы готовы осуществить необходимые организационные мероприятия и, если нужно, принять меры законодательного характера".
Г-н Путин признал, что гражданское общество в России является пока "незрелым". Он сказал, что целью властей является создание благоприятных условий для развития гражданского общества. "Государство имеет здесь только одну задачу. Оно должно создать самую благоприятную среду для развития гражданского общества. Это главная задача, и в принципе единственная (которая есть у государства)", - сказал он. Г-н Путин обещал, что государство попытается взять под свой контроль (проблемы) гражданского общества, но подчеркнул, что, в конечном итоге, гражданское общество невозможно создать инструктивными указаниями властей. "Всем понятно, что гражданское общество невозможно сформировать по инициативе правительственных чиновников. Я думаю, абсолютно непродуктивно, практически невозможно и даже опасно пытаться создать гражданское общество сверху", - отметил он.
Руководитель Движения за гражданское достоинство, депутат Государственной Думы Элла Панфилова является одним из организаторов Гражданского форума. Она заявляет корреспонденту "Radio Free Europe/Radio Liberty", что важно, чтобы г-н Путин работал с многочисленными неправительственными организациями, разбросанными по всей России. Она говорит, что г-н Путин осуществил в России разнообразные реформы, в том числе попытался подойти к судебной системе с более близких Западной Европе позиций, а также осуществил эффектные реформы налоговой системы.
Г-н Путин, добавляет г-жа Панфилова, нуждается в поддержке российских граждан, чтобы двигать вперед реформы. "Он (г-н Путин) понимает, что в вопросе завершения крупных реформ (которые он начал) он не может рассчитывать только на государственных служащих и правительственных чиновников. (Российский президент) и власти проводят реформы в интересах людей, и люди должны участвовать в процессе реформирования.
Александр Вешняков является председателем Центральной избирательной комиссии России. Он заявляет корреспонденту "Radio Free Europe/Radio Liberty", что иногда "те, кто стоит у власти" не понимают нужд общества, и в результате нередко люди считают власти "оппозиционными". Теперь, указывает он, ситуация изменилась, и Гражданский форум является выражением воли правительства России начать диалог с российским обществом. "С моей точки зрения, (этот форум) является попыткой начать нормальный и конструктивный диалог между власть предержащими и обществом. С моей точки зрения, (российское) общество должно поддержать (эту инициативу). И как представитель властей я могу сказать, что я с удовольствием готов начать такой диалог".
По оценке Людмилы Алексеевой, председателя московской Хельсинкской группы, в России насчитывается около 70000 общественных организаций с общим числом членов около 1 миллиона человек. Эти организации предоставляют услуги примерно 20 миллионам людей. Многие из этих организаций, однако, отказываются принимать участие в Гражданском форуме. Некоторые из них считают, что российские власти вряд ли когда-либо изменят свое отношение к правам человека. Другие критикуют форум как просто организованную Кремлем пропагандистскую акцию, которая должна показать Западу, что Россия не только участвует в борьбе с терроризмом, но и проводит демократические реформы.
Критики Гражданского форума цитируют Глеба Павловского, советника Кремля по отношениям со средствами массовой информации и директора Фонда эффективной политики, который недавно заявил, что миллионы людей, объединившихся в неправительственные организации, составляют 10% избирателей, и что по этой причине власти не могут себе позволить их игнорировать.
Евгений Клед из Санкт-Петербурга возглавляет организацию "Надежда", которая помогает сиротам. Он сказал, что решил принять участие в Гражданском форуме в надежде, что в России наступят перемены. В частности, г-н Клед говорит, что надеется на изменение отношения правительства к организациям, подобным его собственной. Он говорит, что люди, готовые помогать "Надежде", часто передумывают, когда узнают, через какие бюрократические рогатки им предстоит пройти. "Я думаю, будут перемены. (Власти) должны изменить существующий механизм, который используется для решения нынешних проблем. У нас есть хорошие законы, но их применение несовершенно, поскольку бюрократия все тормозит".
Роман Черный является представителем городской комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге, организации, которая помогает умственно неполноценным людям. Г-н Черный - ссылаясь на вступительные речи правительственных чиновников - говорит, что форум был хорошо организован кремлевскими имидж-мейкерами. Он говорит, что выступавшие представители властей говорили именно те слова, которые хотелось услышать людям. "Очевидно, что (те, кто сегодня выступал) использовали результаты опросов общественного мнения. Я бы хотел охарактеризовать это как 'нажатие кнопок'. Я имею в виду, что им удалось нажать на нужные кнопки. Они знали, что могут вызвать нужные реакции людей, и они об этом говорили. Они говорили о проблемах, но не сумели предложить для них никаких решений. (Власти) даже не дали понять, что можно найти решение (наших) проблем, и как это сделать".
Михаил Сморчевский является президентом московской ассоциации, которая помогает детям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Он сказал, что разочарован форумом. Он говорит, что власти используют его как арену для выражения своих взглядов, и что нет никаких шансов на настоящий диалог с гражданскими организациями. "Форум - это когда представители общества и властей говорят вместе. Но здесь они выступают ради формальности и уходят. Они покинули форум, чтобы переговорить между собой. Мы здесь собрались, чтобы поговорить с президентом и задать ему вопросы.
Для того чтобы не дать Кремлю использовать их в своих интересах, неправительственные организации приняли ряд процедур, в том числе рекомендовали прозрачное финансирование и договорились не избирать никаких президиумов или иных руководящих органов. Участники форума согласились также не публиковать никаких деклараций.
Вчера на специальной сессии участники форума обсуждали некоторые из самых насущных проблем России, включая меры борьбы с коррупцией, социальную защиту военнослужащих, реформу вооруженных сил России, образовательную систему, политику в отношении молодежи и миграции, права беженцев и мигрантов, а также вопрос о том, как достичь мира в Чечне.