Американское правительство относится с неприязнью к телекомпании Аль-Джазира. Но ее материалы являются основополагающими, чтобы понять происходящее. В этом отрывке Ноам Хомский (Noam Chomsky) отвечает на вопрос Майкла Алберта (Michael Albert) по поводу подачи информации об афганской войне.
Препятствование свободной подаче информации в таких странах, как США, редко вменяется в вину правительству, чаще это зависит от широко известных видов "самоцензуры". В настоящее время ситуация не является исключением, напротив, она, с моей точки зрения, значительно лучше обычной.
Но мы можем наблюдать и некоторые поразительные примеры усилий, которые прикладывает американское правительство для ограничения свободного потока информации из-за рубежа. Арабский мир располагает свободным и независимым средством информации - телевизионным каналом Аль-Джазира, базирующимся в Катаре и передающим информацию через спутник. Это единственное средство информации, свободное от цензуры, передающее множество важной информации, самые различные мнения (спектр которых очень широк: от Колина Пауэлла, выступавшего за несколько дней до 11 сентября, до бывшего израильского премьер-министра Барака; там выступал и я, не буду скрывать). Аль-Джазира является также "единственным средством информации международного уровня, чьи журналисты находятся в зоне Афганистана, контролируемой талибами" (Wall Street Journal). Еще пример: это была единственная компания, которая сняла на пленку разрушение статуй Будды, вызвавшее волну возмущения во всем мире. Аль-Джазире удалось распространить интервью Бен-Ладена (Bin Laden), которые были чрезвычайно активно использованы западными спецслужбами (в этом я уверен) и которые представляют большую ценность для тех, кто хочет попытаться понять его образ мышления. Эти интервью были переведены и ретранслированы BBC, некоторые из них даже после 11 сентября.
С Аль-Джазирой не считаются диктаторские режимы той части света, где она располагается; она замалчивается, в частности, из-за открытости и искренности, с которой заявляет о насилии над правами человека. К этому фронту добавились и США. BBC сообщает, что "Соединенные Штаты не первые, кто ощутил на себе и возмутился передачами Аль-Джазиры, в прошлом вызывавшими гнев Алжира, Марокко, Саудовской Аравии, Кувейта и Египта за то, что предоставляли эфир политическим диссидентам". Эмир Катара подтвердил: "Вашингтон попросил Катар держать под контролем влиятельную и независимую арабскую телевизионную станцию Аль-Джазира" (BBC) Когда его попросили высказать свои комментарии по поводу цензуры, эмир сказал: "Это правда, нам заявляло об этом американское правительство, причем и предыдущее тоже" (BBC, 4 октября, согласно Reuters). Единственным, кто серьезно воспринял это важнейшее известие, была Wall Street Journal (5 октября), которая привела комментарии интеллектуалов и ученых из различных частей арабского мира.
Интервью, которые дал Бен Ладен, и другие материалы из Афганистана, освещаемые Аль-Джазирой, тоже получили ограниченное распространение. После того, как Аль-Джазира показала запись интервью Бен Ладена, которое могло быть использовано для про-западной пропаганды и которое сразу же попало на первые страницы газет, телекомпания стала известной. New York Times опубликовала статью под заголовком "Арабская телекомпания на передовой новостей" (9 октября). Журналист восхвалял станцию как "CNN арабского мира, которая передает новости 24 часа в сутки, и аудитория которой достигает миллионов (┘)". В статье отмечается, что "американские политики были поставлены Аль-Джазирой в трудную ситуацию" после переданного интервью Бен Ладена и "антиамериканской риторики" приглашенных аналитиков, а также из-за "зрителей, звонивших в прямой эфир". Остальное не упоминалось. Таким образом, верно, существуют барьеры свободному хождению информации, но нельзя обвинять правительство в цензуре и чрезмерном давлении, - все это играет в Соединенных Штатах маргинальную роль.