Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
НАТО может предоставить России право вето

Сближение НАТО и России продолжается

НАТО может предоставить России право вето picture
НАТО может предоставить России право вето picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политическое сближение между НАТО и Россией принимает вполне конкретные формы. На прошлой неделе, во время своего визита в Москву, генеральный секретарь НАТО Джордж Роберстон впервые сделал конкретные предложения для ╚нового начала двусторонних отношений╩.

Россия, согласно этим предложениям, должна получить право вето в различных областях, связанных с политикой безопасности, и стать равноправным партнером альянса. Границы соучастия России в делах НАТО в Москве пока не определены. На эту тему обе стороны собираются в ближайшие месяцы провести переговоры. Но уже сегодня ясно, что Россия будет участвовать в решении вопросов, связанных с борьбой против терроризма, с проблемами нераспространения оружия массового уничтожения, предотвращения конфликтов и ядерной безопасности. Министр обороны Германии Рудольф Шарпинг (Rudolf Scharping) сказал, что он не исключает соучастие России в решении вопросов, касающихся всех областей, "которые не подпадают под статью 5 Североатлантического договора, иными словами, под положение о коллективной обороне".

Более тесное сотрудничество

Робертсон (Robertson) повторил в Москве предложение британского премьера Тони Блэра (Tony Blear) о создании нового Совета Россия-НАТО. Этот Совет собирался бы каждые две недели и принимал решения при достижении консенсуса всеми двадцатью его членами. До сих пор такие встречи проходили в формате "19+1" (члены НАТО плюс Россия), голос Москвы альянс ни к чему не обязывал. Упоминается также создание на долговременной основе совместного секретариата.

Президент России Владимир Путин после вступления 20 месяцев назад на пост президента неоднократно выступал за более тесное сотрудничество с западным союзом. Однако сближение двух бывших врагов по "холодной войне" получило новый размах лишь после террористических актов, совершенных 11 сентября. Сразу стало понятным, что "Россия и США уже больше не соперники, а миролюбивые страны, у которых единые цели и интересы", считает посол США в Москве Александр Вершбоу (Alexander Vershbow). Робертсон тоже подчеркнул имеющуюся общность: "Впервые после победы над фашизмом у России и Запада общий враг".

Путин удивлен темпами сближения: он не ожидал такой готовности к сотрудничеству, сказал он после встречи с генеральным секретарем НАТО. Однако россиянин придерживается твердо мнения, вопрос о вступлении России в НАТО в настоящее время не ставится. "Россия не стоит в очереди, чтобы вступить в НАТО".

Правительство Германии уже давно не видит "альтернативы привлечения России в европейские структуры безопасности". В своем докладе на мероприятии "Берлинский диалог" Шарпинг призвал Запад и Россию с большей отдачей использовать в европейском и мировом контекстах свои возможности и ресурсы: "Европа должна вносить решающий вклад в дело недопущения нарушения мирового порядка, в упрочение глобальной стабильности и безопасности".

Расширение ЕС как шанс для НАТО

По словам Шарпинга, он не исключает возможность создания какого-то органа для совместного "анализа и планирования". Министр обороны считает особенно важным более активное сотрудничество в деле предотвращения кризисов и их ликвидации. Шанс военно-политического характера, сказал он, предоставляет также расширение ЕС: Калининградская область, которая превратиться в эксклав на территории ЕС, могла бы более активно сотрудничать в военной сфере со своими балтийскими соседями.

Шарпинг говорит также о совместных боевой подготовке и учениях немецких войск и российских подразделений, дислоцированных в Калининграде. Кроме того, он сказал, что он не исключает координирование мер по оказанию помощи с использованием гражданских и военных средств в случае катастроф и стихийных бедствий в балтийском регионе. При этом региональное сотрудничество должно служить, по его словам, в качестве первого этапа на пути полной интеграции России в НАТО.

Крупное совместное соединение

Говоря о сотрудничестве, Шарпинг предлагает подумать о создании северо-восточного соединения Европы, предназначенного для применения в кризисных ситуациях, в которое, по примеру германо-датско-польского корпуса в Штеттине, вошли бы западноевропейские и российские подразделения. Это соединение могло бы затем использоваться для миротворческих миссий НАТО, ООН и ЕС.

Не все члены НАТО разделяют восторг Берлина. Не верят в неожиданное сближение с Россией, прежде всего, новые члены альянса: Польша, Чехия и Венгрия. Противодействия сотрудничеству можно также ожидать со стороны российского военного руководства, которое до сих пор не хочет мириться с расширение альянса в сторону стран Балтии.

Смещение оси сотрудничества в сторону НАТО может иметь также и иные последствия. Как структуре, занимающейся вопросами политики безопасности, грозит опасность оказаться на втором плане Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которой Москва пыталась раньше придать роль противовеса НАТО. В настоящее время Россия в значительной мере утратила интерес к тому, чтобы ОБСЕ несла ответственность за политику безопасности в отношении всей Европы. Москва в большей степени ищет диалога с ЕС, а также свое место в европейской политике безопасности и обороны.

Эта смена приоритетов имеет. Однако объективные причины. Россия практически не выполняет Договор ОБСЕ об ограничении обычных вооружений на своем южном фланге, не в последнюю очередь из-за войны в Чечне. Но не лучше обстоит дело и с обещанным в 1999 году выводом войск с военных баз в Грузии и Молдавии.