"Я против, абсолютно против этой техники клонирования человека, полагаю, что это очень опасно, и должно быть запрещено". Джироламо Сиркия (Girolamo Sirchia), министр здравоохранения не сомневается: тот, кто клонирует человеческий эмбрион, играет с огнем. Эксперимент, проводимый в Америке, без сомнения, движется в самом опасном за всю историю человечества направлении.
- Господин министр, почему Вы боитесь такого рода разработок?
- Потому что это дорога, которая ведет, если следовать ей до конца, к клонированию человеческого организма, то есть действию, влекущему за собой тяжелейшие этические и человеческие последствия. Эмбрион, который был клонирован в Америке, если бы был успешно помещен в женскую матку и там развился, мог бы привести к рождению человеческого существа. С непредсказуемыми последствиями. И все это без реальной ценности для науки и медицины.
- В каком смысле?
- В том смысле, что до сих пор неизвестны особенности эмбриональных клеток, полученных таким способом, точно так же, как неизвестны научно-технические приемы управления этим процессом. Клетки, изъятые из органов живых взрослых существ, нужны нам для восстановления поврежденных органов. Но нет никакой прямой медицинской пользы в клонировании человеческого эмбриона. И непонятно, зачем нужно это новое направление исследований.
- А какие результаты до сих пор имело клонирование живых существ?
- Существует несколько видов клеток, взятых из человеческих эмбрионов разного происхождения, но не клонированных. Американские эксперименты привели к созданию эмбриона в пробирке посредством клонирования.
- Но это еще не клонирование человека?
- Нет, об этом можно говорить только тогда, когда полученный таким способом эмбрион будет пересажен в матку и там разовьется, как случилось впервые с овцой Долли и потом во многих других случаях. Следовательно, речь не идет об эксперименте особой научной значимости. Как в случае с Долли, ядро соматической клетки было пересажено в яйцеклетку, вместо ее собственного ядра. Такой процесс дает основания ожидать, что начнет развиваться организм, полностью идентичный организму донора соматической клетки. Созданная таким образом клеточная масса, по замыслу исследователей, становится органическим хранилищем, которое может быть использовано в коммерческих целях.
- То есть человеческий эмбрион, плод?
- Сугубо технически и с определенной долей недобросовестности в подобных случаях говорят о пре-эмбрионе, поскольку считается, что вплоть до 14 недели развития не корректно говорить об эмбрионе в полном смысле этого слова. Но, как я уже сказал, я не согласен с подобными измышлениями.