Для Жака Ле Гоффа (Jacques Le Goff), одного из самых авторитетных современных историков, Европа продолжает оставаться более проектом, чем реальностью.
- Профессор Ле Гофф, значит ли это, что Европа только еще собирается родиться?
- Она родилась, но еще не пришла к своему единству. Это - процесс в начальной стадии, результат многочисленных наследий, разных исторических пластов. Самый древний из них - греко-романский, который дал имя "Европа" - мифологическая девушка, похищенная Зевсом. Римская империя создала еще один пласт, внеся разделение между западной частью, с латинским языком, и восточной, с греческим. С тех пор возникла проблема воссоединения этих двух частей. Ядро европейской культуры, менталитета и обычаев восходит к Средневековью. На эту основу потом наслоились Возрождение, Просвещение, Романтизм, Позитивизм и так далее.
- Какова была роль Карла Великого?
- Он внес свой вклад в единство, особенно, в области культуры. Но у него не было представления о Европе. Ведь кроме Священной Римской Империи была еще и Северная Европа, Восточная Европа, Европа арабов, Англия. Ему не хватало осознания перспективы. Он смотрел в прошлое, в то время как Европу еще только нужно было создавать.
- Кто же тогда создатели Европы?
- Их нет. В новой истории были сделаны неверные попытки объединить Европу, как, например, попытка Наполеона, основанная на идее о континенте, управляемом Францией. Другая, более ужасная попытка, была сделана нацистами. А в совсем недавнем прошлом фигурировали некоторые персонажи, которых я считаю основополагающими. Это французский экономист Жан Монне (Jean Monnet), а также три политика христианско-демократического направления: Алчиде де Гаспери (Alcide De Gasperi), Конрад Аденауэр (Konrad Adenauer) и Роберт Шуманн (Robert Schumann).
- Что до сих пор остается за пределами Европы?
- Самая большая проблема - это восточная граница. Россия является составной частью Европы, и невозможно продолжать игнорировать это. Кроме нее есть еще Чешская республика, Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии, Балканы. Не входит в Европу Турция, которая никогда не разделяла основополагающих ценностей, в первую очередь - демократию. Начиная со Средневековья и далее Европа поделилась на отдельные нации, и я думаю, что начинать нужно именно с этого момента, отталкиваясь от различий, особенно лингвистических. Я не верю в возможность создания сверхдержавы. С другой стороны, евро не достаточно, чтобы объединить нас. Необходимо укрепить политические институты, создать систему обмена. И построить социальную Европу, где у каждого есть свое место.
- Изменится ли способ преподавания истории?
- Должно быть подчеркнуто все то, что вносит свой вклад в единство, не забывая и о препятствиях, с которыми пришлось сталкиваться на протяжении веков. И помня о том, что прошлое Европы наполнено не только славой, но и черными дырами, провалами, войнами, колониализмом, расизмом, нетерпимостью.