Кремль подводит, по меньшей мере, предварительную черту под тяжелейшей проблемой периода президентства Владимира Путина. Когда в конце прошедшей недели президент организовал показательное увольнение и разжалование высокопоставленных офицеров Военно-Морского флота, по российским меркам это следовало понимать как ясный намек на то, что дело с гибелью атомной подводной лодки "Курск" отправляется для общественности в архив. Теперь все внимание должно быть обращено модифицированной модели лодки под названием "Гепард", которую сегодня Путин освятит в Северодвинске.
В положении вещей не изменят ни результаты расследования, проводимого специальной правительственной комиссией, ни подъем на поверхность носовой части "Курска" летом следующего года. Этой точки зрения придерживаются все московские средства массовой информации. Не опровергает этого и руководитель информационной службы Кремля Сергей Ястржембский.
Вместо этого превозносятся блестящие достижения в рамках этой трагедии. "Курск" затонул 12 августа 2000 года после двух взрывов во время флотских учений. Погибли 118 человек. И теперь кремлевские службы цитируют своего президента, повторяя за ним, что удачный подъем основной части останков "Курска" является, мол, "фантастическим и практически невероятным "достижением. Как говорят, на прошлой неделе Путин торжественно отметил заслуги 100 участников подъема лодки - операции, стоившей, якобы, 180 миллионов евро. Между тем, наблюдатели уверены в том, что истинные данные о потраченных средствах на свет никогда не выплывут. Уже по одной той причине, что начали жаловаться многие военные: операция по подъему лодки стоила "львиной доли" будущего бюджета Военно-Морского флота. Поскольку за подъемом последует консервация.
По 35 миллионов евро стоили уже атомные подводные лодки первого поколения. АПЛ "Курск", которая относится к третьему поколению, и считается по свой величине абсолютной новинкой, оценивается в средствах массовой информации в размере 250 миллионов.
На сегодняшний день извлечены 74 тела моряков экипажа "Курск". По указу Путина каждая семья погибшего моряка получила по добрых 26 000 евро. По военной страховке они получили в общей сложности 726 982 евро.
Из благотворительных взносов 118 семей получили на сегодняшний день 125 926 евро. Еще 366 667 евро распределяются сейчас в качестве "текущей помощи".
Специальные выплаты в регионах, урожденными которых являлись погибшие моряки, составляют от 2 963 для одной сибирской семьи до 3 704 евро для семьи погибшего моряка из курской области. Более 100 организаций и предприятий передали в дар семьям погибших бытовые товары различного назначения. Так, одна фабрика поставила, например, 118 холодильников, другая - 118 телевизоров.
Говоря о специальной комиссии, возглавляемой вице-премьером Ильей Клебановым, которая продолжает расследование так и остающейся неясной причины гибели "Курска", газета "Московский комсомолец" обещает, что в деле будет найдена, в любом случае, "компромиссная версия".
Она должна одновременно удовлетворять властную элиту, военное руководство, общественность, военно-промышленный комплекс и родственников погибших моряков. Только тогда дело может дойти до отставки с главнокомандующим Военно-Морского флота адмиралом Владимиром Куроедовым.