Это радость преподавателей, голгофа учащихся и вечный ужас родителей, которые боятся фатального вопроса: "Мама, ты мне поможешь сделать школьное задание?". Именно этот вопрос, от которого отцы и матери обычно пытаются увернуться хитрым предложением "Посмотри в интернете", задал Эван Блэр (Euan Blair), первенец британского премьера, своей матери. Но ответ Шери (Cherie), искусного адвоката и сознательной матери был скорее коварным, чем апатичным: министр обороны, пусть и занятый беспощадной войной с талибами, был призван на помощь.
Неизвестен конец этой истории, поскольку школьные отметки Эвана являются еще большим "top secret", чем военные тайны, но сомнений нет: если домашние задания за тебя делает правительство, то продвижение гарантировано. Естественно, Downing Street - где одновременно и офис премьера и дом, где Тони Блэр (Tony Blair) живет с женой и детьми - все отрицает.
Или, по крайней мере, вносит некоторые поправки: "Это не Шери позвонила министру, а он сам проявил инициативу". Но факт остается фактом: из частных апартаментов прошение попало в государственное учреждение, где было получено старательным чиновником, оттуда пересекло Уайтхолл, улицу министров, и оказалось в информационном отделе министерства.
С другой стороны, Эван имел право на безошибочные знания: как может позволить себе сын премьера ошибаться в таком "взрывоопасном" вопросе, как ядерные средства устрашения? Эта история, при всей своей кажущейся незначительности, может рассказать больше, чем толстая книга, о механизмах, которые двигают английским обществом: привилегии упразднены, но принцип распределения благ за заслуги зависит от знаний, а значит, кто имеет знания, тот и привилегирован. Привилегии упразднены, поскольку лицей Эвана, London Oratory, открыт для любого, но он настолько элитарный, что не может удовлетворить любое заявление о поступлении. Его директор, Джон МакИнтош (John McIntosh), знает, что успех зависит от отношения с родителями, и поэтому поощряет помощь семьи в основных проблемах учеников: от выполнения домашних заданий до стрижки волос определенной длины. И когда он предложил семнадцатилетнему Эвану быть докладчиком в дискуссии о ядерном оружии, он знал, что делает, ведь споры (как знаменитые споры в Оксфорде, где умничающие студенты могут возразить ученым или членам правительства) формируют характер и обучают красноречию завтрашний правящий класс. А разве Эван, сын Тони, не родился в правящем классе? Но распределение благ существует для всех, чтобы жизненное соревнование было честным, с равенством возможностей. И здесь приходит на помощь министр обороны: "Разумеется, Блэрам не оказывается никакого особого предпочтения перед другими" - заявил представитель министра. Представим себе: в министерстве, как и в любом другом государственном учреждении Англии, есть информационный отдел. "Граждане должны всего лишь позвонить, а потом представить запрос в письменном виде" - добавил пресс-атташе под давлением вопросов. А Downing Street предоставил письменный запрос? "Ну, возможно, по официальным каналам". Одним словом, это буря в стакане воды: "все то, что Эван узнал, можно было без труда найти в интернете". Таким образом, мы, как в сказке, вернулись туда же, с чего начали: к интернету. С одним только маленьким замечанием: если у тебя есть министерство, которое сделает задание за тебя, то нет необходимости даже включать компьютер.