Интервью с антропологом Федерико Бонадонна: "Бедность может быть даже бизнесом"
"В любом случае, нам дают отбросы. Заключается что-то вроде соглашения с большими продовольственными фабриками, которые за полцены отдают нам бракованные продукты, которые фабрика должна была бы выбросить. Таким образом, на вещах, за которые заплачено полцены, они получают неплохой объем прибыли. Они на нас зарабатывают! Бедность может быть бизнесом, вам это известно?" Обвинение выдвигается со стороны Карло, но это всего лишь одно из свидетельств, собранных в Риме антропологом Федерико Бонадонна (Federico Bonadonna), который год прожил среди бомжей. Опыт изложен им в книге "Имя - бомж".
-Итак, будем отталкиваться от заявления Карло. Бедность является бизнесом?
-Бывает и такое, но в первую очередь это состояние личности. Кроме бедных есть и те, кто помогает им. Есть те, кто занимается этим по зову сердца, по профессии, но есть и те, кто спекулирует на этом, как во всех других областях. Говоря это, я не верю в манихейское утверждение, что бедные - жертвы, а те, кто им помогает, - палачи. Обвинение со стороны Карло может иметь большое символическое значение, но в любом случае, продает ли фирма бракованные продукты за меньшую цену или просто дарит их, она делает социально полезную работу.
-Многие утверждают, что бомжами становятся в результате сознательного выбора. Это так?
-Марко, один из героев моей книги, говорил: "Улица - это ад. И никто не выберет жизнь в аду". Кто утверждает, что сознательно выбрал такую жизнь, делает это "пост фактум": это своеобразная попытка видоизменить, реструктурировать реальность, чтобы было легче к ней приспособиться.
-Кто он - бомж?
-Это человек, который вынужден спать, мечтать, осуществлять свои первичные надобности, заниматься любовью, в общем, жить под взглядами прохожих 24 часа в сутки. Но не всех можно определить таким образом. Бомж, которого отличает синдром накопления, - это вершина айсберга разнородного мира бродяг.
-Почему среди них увеличивается число молодежи?
-Семья (и, как следствие, ее роль как социального амортизатора) находится в кризисе. Итальянская система обеспечения благосостояния еще не выработала средств и культуры реформирования, и молодежь, не имея перспектив (причем не только в работе) и уверенности в завтрашнем дне, откалывается от общества. Некоторые из них переживают этот кризис на улице, а когда пытаются вернуться, очень часто просто не находят своей семьи - ее уже не существует.
-Увеличивается количество столовых и ночлежных. Вам это кажется хорошим выходом из ситуации?
-В данное время они могут гарантировать, по крайней мере, реализацию первичных потребностей человека. Но этого мало. Необходимы центры работы с этими людьми, рассеянные по всей территории и руководимые людьми, способными работать с маргинальными персонами, живущими не так, как остальное общество.
-В первых рядах тех, кто занимается бродягами, - церковь. Что Вы об этом думаете?
-Исторически это всегда было так. С одной стороны, этим должны заниматься государственные учреждения, но, с другой стороны, бесспорно, что именно церковь умеет это делать. Однако необходимо тесное сотрудничество между всеми, кто занимается проблемами бомжей. Органы общественной администрации должны как позаботиться о том, чтобы не было необходимости уходить на улицу, так и работать с теми, кто уже стал бомжом, преодолев все имеющиеся социальные предубеждения.
-А что может сделать обыкновенный горожанин?
-Марко говорил, что часто горожане беспокоятся о бомжах гораздо больше, чем власти. Иногда они выходят на улицу в три ночи, будят бомжа, который только что заснул, поборов доводящий до галлюцинаций холод, и предлагают кофе! Принести горячую еду и одеяло - это уже определенный шаг. Но в то же время, это весьма ограниченное представление о нуждах человека, живущего на улице. В Италии такая добровольная помощь очень распространена, но вклад горожан должен основываться на проектах, которые принимают во внимание как физические, так и психологические нужды бездомных. Нельзя ставить эксперименты на этих людях. Здесь необходимо глубокое знание этого явления и личное смирение. Считать, что бомж может довольствоваться бутербродом и одеялом - значит не уважать личность другого человека и претендовать на знание точных рецептов.
-Вы жили вместе с бродягами. Что Вы вынесли из этого опыта?
-Необычайная человечность и желание жить полностью контрастируют с деградирующим контекстом улицы. В противоположность общепринятым представлениям, и те, кто живет в подобных условиях, имеют свои чувства и свою неповторимость.