Москвичи уже давно не отмечали Новый год на Красной площади так бурно и весело, несмотря на обычные там в это время года сибирские холода. Вероятно, в эту новогоднюю ночь у многих россиян было больше причин для этого, чем прежде. Неожиданностью это не было бы, поскольку некоторые в последние месяцы просто озолотились на биржах. Индекс RTX взлетел вверх больше чем на 80 процентов, что значительно больше, чем любой другой важный индекс.
Выгадали от такого развития инвесторы, которые имели смелость пойти на рынки Востока. В Германии, в частности, нет разрешенного фонда, который бы инвестировал исключительно в Россию. Однако инвестиции в восточно-европейский регион в целом позволяют заработать хорошие деньги. В наиболее успешно работающем фонде "Eastern Europe Fund" швейцарской компании по управлению имуществом "Pictet" годовой прирост стоимости акций составил 30 процентов. В компании "Griffin Eastern Europe Fund", занимающей второе место, эта цифра составляет пока 25 процентов. В десятке следующих за ними фондов тоже отмечен рост, выражающийся двухзначной цифрой. И если верить менеджерам фондов, то это только начало.
Рост более пяти процентов
Согласно исследованию мюнхенского банка "HypoVerienbank", в ближайшие десять лет валовой внутренний продукт восточно-европейских государств будет увеличиваться ежегодно в среднем на 5,5 процента. В то же время в Западной Европе средний рост составит 2,5 процента. Как предполагается, можно рассчитывать на продолжение положительного развития, прежде всего, на биржах стран-кандидатов на вступление в ЕС до момента их возможного приема в Союз в 2004 году. К ним относятся, прежде всего, Польша, Венгрия и Чехия. Они считаются первоочередными кандидатами на скорейшее вступление в ЕС. Это относится, в частности, также к Эстонии и Словении. Правда, ценные бумаги, котирующиеся на биржах этих двух небольших балтийских (так в тексте. - Прим пер.) государств, имеют небольшую ликвидность.
Фаворитом почти для всех фондовых менеджеров является и останется Россия. "Подъем в России более, чем где либо тесно связан с фигурой Владимира Путина, - говорит менеджер компании "Griffin Eastern European Fund" Юрген Кирш (Juergen Kirsch). - Особенно сближение России с западными государствами после террористических актов в США ясно показало многим, что прежнюю Россию больше нельзя сравнивать с Россией нынешней".
Благоприятные оценки
В целом российский фондовый рынок пока оценивается очень положительно. Среднее соотношение курса к прибыли равно, примерно, пятой позиции, что составляет четвертую часть соотношения на западноевропейских биржах.
В частности, благополучие российской экономики зависит преимущественно от ее нефтяной промышленности. И, тем не менее, такие компании, как "Лукойл", вряд ли застрахованы от опасности оказаться в убытке в связи с низкой ценой на нефть, которая составляет в настоящее время 20 долларов США за баррель. Благодаря незначительной себестоимости продукции, они начинают терпеть убытки только при условии, если цена на нефть падает, примерно, до 10 долларов США за баррель.
Елена Шафтан (Elena Shftan) - менеджер компании "CB Eurupean Emerging Market Equity" - дочерней структуры коммерческого банка "Adig" - почти полностью посвятила себя энергетическому сектору. Основное внимание она уделяет трем компаниям: "Unified Energy Systems", "Yukos Oil" и "Surgutneftegas", которые вместе составляют почти 20 процентов ее портфеля. Впрочем, в первую десятку фирм, которым она уделяет особое внимание, входит также компания "Mobile Telesystem". "Я ожидаю, что нынешний год будет для России удачным, - говорит Шафтан. - Все большая открытость страны для Запада риски, за которые сегодня приходится платить на рынке, будут снижаться. Россия окончательно избрала путь в направлении Запада".
На пути в Европу
Менеджер компании "Griffin" Кирш тоже делает ставки на энергетические и телекоммуникационные компании. Наряду с Россией он уделяет большое внимание Польше и Чешской Республике. Одним из его фаворитов является польская телекоммуникационная компания "TPSA". "У TPSA новая команда менеджеров, которая оставляет хорошее впечатление, и от которой мы многого ожидаем", - говорит Кирш. Менеджер компании "Baring Eastern Europe" Клаус Бокшталлер (Klaus Bockstaller) делает ставку наряду с акциями предприятий России также на отдельные компании Венгрии и Польши. И он уделяет особое внимание акциям энергетических и телекоммуникационных компаний. "Это следствие оценки положения дел в обоих секторах, которое, исходя из показателей роста, является благоприятным".
На оптимистический лад настраивает также тот факт, что после вступления в Европейский союз, смогли прибавить на несколько сот процентов устойчивые рынки Португалии и Греции. "Обе страны до этого тоже оценивались как очень благоприятные для инвестиций и быстро наверстали разрыв от других стран Западной Европы, - поясняет Шафтан. - Эта история успеха должна повториться и на рынках Восточной Европы".
Не хватает ликвидности
Постоянно встающая проблема, с которой приходится бороться менеджерам фондов, это недостаточная ликвидность восточно-европейских рынков. Это является причиной того, что они относительно мало уделяют внимания рынкам Эстонии, Латвии или Словении. Так, рыночная капитализация Латвии - самой маленькой "восточной биржи" - составляет всего 600 миллионов евро. Общая рыночная капитализация на биржах в Эстонии, Литве, Словении и Словакии составляет, примерно, 13 миллиардов евро, что равно величине венгерского или чешского рынков ценных бумаг. Для сравнения, ликвидность немецких предприятий составляют 1 300 миллиардов евро. Даже в самых крупных восточно-европейских государствах, подчас, трудно встретить предприятия, которые можно было бы считать достаточно ликвидными. "В Варшаве, например, таких можно насчитать, примерно, с десяток таких предприятий, куда менеджеры фондов могли бы инвестировать свои средства, в Будапеште и Праге - соответственно в половину меньше", - говорит менеджер фонда "UniEM Osteuropa" компании "Frankfurter Union Investment".
При всем оптимизме инвесторы должны учитывать тот факт, что рынки Восточной Европы находятся в сильной зависимости от положения дел в экономике Западной Европы. На долю стран Западной Европы приходится 70 процентов всего экспорта восточно-европейских стран. Если экономику Западной Европы постигнет еще больший спад, его влияние, в конце концов, не может не сказаться на положении дел на восточно-европейских рынках. С другой стороны, Восточная Европа может выгадать от экономического подъема в западноевропейских промышленно развитых странах.