"Если на самом деле получат практическое применение слова президента Мушаррафа (Musharraf), то вскоре Пакистан превратится в совсем другое государство. Произойдет настоящая светская революция". Так считает Ахмед Рашид (Ahmed Rashid). Журналист, комментатор и корреспондент Daily Telegraph и Far Eastern Economic Review, пакистанец Рашид еще и автор книги "Талибы: Ислам, нефть и великое столкновение в Средней Азии", которая расходится по всему миру миллионами экземпляров. Рашид - типичный представитель светской интеллигенции Пакистана, которая встретила рукоплесканием слова, произнесенные несколько дней назад пакистанским лидером. "В 1977 нужен был генерал Мохаммад Зиа уль Хак (Mohammad Zia ul-Hak), чтобы осуществить в стране поворот к исламскому экстремизму. Теперь нужен другой генерал, чтобы вернуться к прежней умеренности.
- Как отреагируют на это фундаменталистские группы, будет ли мятеж, может ли в Пакистане вспыхнуть насилие?
- Нет, я не ожидаю никакого исламского восстания. Могут иметь место случайные беспорядки. Не будем забывать, что эти группы уже давно испытывают определенные сложности. Начиная с 11 сентября, они преследуемы, поставлены вне закона, потеряли традиционную поддержку правительства и военных кругов. В их рядах растет пессимизм, они чувствуют себя побежденными. Мушарраф, безусловно, выбрал правильный момент для борьбы с ними.
- А президент Мушарраф может удовлетворить требования Индии?
- Лишь частично. Его слова были обращены, прежде всего, к пакистанской публике и отчасти к Соединенным Штатам. Индия должна удовлетвориться этим, хорошо зная, что Мушарраф сделал свой ход, и теперь ее очередь отвечать. Мушарраф очень хорошо подготовился к приезду Колина Пауэлла, который состоится в ближайшие дни.
- А не было ли это всего лишь PR-кампанией, как утверждают в Дели?
- Мушарраф на самом деле приложит все усилия к осуществлению того, что пообещал. Это не просто слова.
- Но Вам не кажется, что у Индии есть причины сомневаться в президенте, пришедшем к власти с помощью государственного переворота, который говорит о либеральных реформах, а на деле является выражением самых консервативных течений в войске?
- Нет сомнения, что Мушарраф - фигура тревожащая. В прошлом он был среди тех, кто поддерживал талибов в Пакистане, одобрял кашмирский терроризм против Индии и приказал солдатам оккупировать подступы к Каргилу, в горах Кашмира, в 1999, что привело к абсолютно бесполезной локальной войне с Индией.
- А что, по-Вашему, изменилось с тех пор?
- Абсолютно ничего. Мушарраф по-прежнему остается человеком без истинного представления о будущем Пакистана. Он - солдат, а не государственный деятель. Сейчас он ограничивается тем, что реагирует на текущие обстоятельства. Чтобы узнать цену его обещаний, мы должны подождать его следующих шагов.