То, что Владимир Путин до сих пор воздерживался от посещения Польши, объясняется дипломатическим охлаждением между двумя странами, и слишком длинным списком спорных вопросов, требующих разрешения. С момента падения коммунизма и распада Советского Союза, освобожденная Польша бесповоротно встала на путь сближения с Западом. Новая Россия сперва резко выступала против вступления Польши в НАТО, также это касалось Чехии и Венгрии, но ей пришлось смириться с этим. Официальный визит российского президента в Польшу 16 и 17 января, стал к тому же "первым визитом в страну бывшего Варшавского договора", отмечает польская "Gazeta Wyborcza".
"Парадоксально, но спустя десять лет, стоило Польше вступить в НАТО, отношения стали улучшаться", - подчеркивает газета. Но сегодня Польша, будучи членом НАТО, выступает за вступление в Альянс Балтийских стран, что снова вызывает раздражение в России. К тому же, чтобы увенчать многолетний процесс политических, экономических и социальных изменений, Польша рассчитывает вступить в Европейский Союз в 2004 году. К последнему пункту Владимир Путин относится благосклонно.
Инвестиции в Калининград.
"Россия отдает себе отчет, что игнорирование малых стран Восточной и Центральной Европы, будущих членов Евросоюза, может дорого стоить в экономическом и политическом плане", - констатирует "Gazeta Wyborcza". Поскольку в будущем страна будет граничить с членами расширенного ЕС, в Польше хотят урегулировать деликатную проблему российского анклава в Калининграде, расположенного между Польшей и Литвой. "Это мощная российская военная база может оказаться в самом сердце Европы", отмечает "Rzeczpospolita", и добавляет, что Польша стремиться вкладывать больше денег в анклав. "Все ли сделали Россия и Польша для оживления их торгового оборота?", - такой вопрос ставит газета. Напомним, что после экономического кризиса в России 1998 года, произошел обвал польского экспорта на восточные рынки.
Другая важная тема - энергия. На данный момент, Польша целиком зависит от российской нефти и газа. Попытки поиска других источников пока не принесли своих плодов. С польской точки зрения, двадцатипятилетний договор, подписанный двумя странами в середине 90-х, должен быть пересмотрен.
Выступление перед Сеймом не состоялось.
В этой сложной ситуации, протокол визита российского президента вызвал множество комментариев в Варшаве. "Путин прибыл без жены, хотя речь идет об официальном визите. Он прибыл в Варшаву одним прыжком из Парижа. Он не выступил перед Сеймом, несмотря на то, что такая речь была предусмотрена", - сожалеет "Gazeta Wyborcza". Но он возложил цветы к монументу польскому не-коммунистическому сопротивлению, и он привез документы, касательно судьбы Владислава Сикорского (Wladyslaw Sikorski), главы польской армии на Западе, погибшего в теракте над Гибралтаром в 1943, при неясных обстоятельствах. К тому же, Владимир Путин обещал облегчить доступ к русским архивам.
Зджислав Найдер (Zdzislaw Najder), бывший глава польского отделения на Радио Свободная Европа, сказал в интервью"Rzeczpospolita", что по поводу этого визита не стоит строить иллюзий. "Мне кажется, что не приходится ожидать серьезных изменений в отношениях между двумя странами. Мы расходимся в вопросах об Украине [которую Польша хочет приблизить к Западу], о Белоруссии, в чеченском вопросе, в вопросе об анклаве Калиниград, и касательно стран Балтии. Я боюсь, что Польша ждала слишком многого".
А что думает польский народ? Согласно опросу, опубликованному в "Rzeczpospolita" накануне визита Владимира Путина, две трети населения страны считают, что глава Российского государства должен представить извинения за советские преступления, особенно по поводу бойни в Катыни (1940). Но есть одна проблема: "Россия отказывается взять на себя малейшую политическую, юридическую и моральную ответственность", - объясняет Марек Менкишак (Marek Menkiszak), ученый из Польского института восточных исследований. "Ожидать от России признания, подобного тому, которое сделал Вили Брант (Willy Brandt)перед монументом варшавскому гетто, -преждевременно". "Еще не пробил час открытого разговора об истории, символах, взаимных ошибках и заслугах", - сожалеет "Rzeczpospolita".