Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Голодные будни бездомных москвичей

В Москве огромное богатство и ужасающая нищета уживаются бок о бок

Голодные будни бездомных москвичей picture
Голодные будни бездомных москвичей picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Процветающая Москва каждый год привлекает тысячи людей со всей России и бывших Советских республик. Они приезжают в столицу в поисках счастливой жизни. Но для некоторых приезжих это путешествие заканчивается на улице. По разным подсчетам в столице около 300 тысяч бездомных. Не раз избиравшийся на этот пост мэр Москвы Юрий Лужков называет этих людей ╚крысами╩, приносящими в прекрасный российский город преступления и болезни

В Москве - самом большом и благополучном городе России, примерно 300 тысяч бездомных, живущих на улице без документов и прав. Суровая погода этой зимы и безразличие со стороны многих городских чиновников поставили эту проблему особенно остро.

Москва - не единственный город России, где живет много бездомных. Но, столица уникальна тем, что это единственный российский город, где огромное богатство и ужасающая нищета уживаются бок о бок.

Процветающая Москва каждый год привлекает тысячи людей со всей России и бывших Советских республик. Они приезжают в столицу в поисках счастливой жизни. Но для некоторых приезжих это путешествие заканчивается на улице.

По разным подсчетам в столице около 300 тысяч бездомных. Не раз избиравшийся на этот пост мэр Москвы Юрий Лужков называет этих людей "крысами", приносящими в прекрасный российский город преступления и болезни. Такое отношение вместе с недостаточной поддержкой со стороны государства и свирепой зимней погодой делают положение московских бездомных все более и более ужасным.

45-летний Дмитрий приехал в столицу России из Беларуси. Каждый день он приходит на московскую станцию метро Проспект Мира погреться и просить деньги у толп пассажиров. Дмитрий приехал в Москву четыре года назад после того, как на его заводе перестали платить зарплату. По его словам, вскоре после того, как он приехал, у него украли документы. С тех пор он не может найти легальную работу или вернуться домой.

Он вспоминает, как к нему отнеслись, когда он пришел в консульство Белоруссии с просьбой о новом паспорте: "Туда бесполезно приходить (в консульство Белоруссии). (Работники консульства говорят): "Ты - попрошайка. Иди и попрошайничай. И это все".

По словам социального работника международной организации "Врачи без границ" Марины Бобровой, случай с Дмитрием самый обыкновенный. Боброва утверждает, что в России потеря паспорта и разрешения на жительство - документов, которые люди обязаны всегда носить с собой, без которых они не могут получить бесплатную социальную и медицинскую помощь - означает потерю прав, восстановить которые очень сложно.

Она говорит о том, что в особенно сложном положении находятся люди, приехавшие из стран СНГ, посольства которых требуют большие суммы за выдачу новых документов. По мнению Бобровой, в результате получается заколдованный круг: "Если у вас нет документов, то вы не можете получить [легальную] работу. А если вы не можете получить работу, то у вас нет денег заплатить за документы. Это своего рода безвыходная ситуация".

В Москве бездомные и люди без документов могут стать жертвами нечестных работодателей, которые через месяц работы могут не заплатить зарплату, зная, что работникам некуда обратиться. Кроме того, эти люди становятся жертвами милиционеров, которые, как известно, вымогают взятки или просто отнимают деньги у людей на улице, чтобы пополнить свои скромные доходы.

Дмитрий вспоминает, что однажды по пути в пустующий пригородный подвал, служивший ему временным жилищем, его остановил милиционер, который отнял у него большую часть денег, заработанных за неделю: "[Однажды] я возвращался с работы на метро. Я был немного пьян и слегка шатался. [Милиционер заметил меня и сказал:] "Иди сюда" Затем он засунул руку мне в карман и забрал мои 1500 рублей (около 50 долларов), 100рублевую бумажку он мне вернул. Я сказал: "Что Вы делаете? Это мои деньги" Но он ответил: "Что ты хочешь? У тебя нет регистрации. Иди отсюда".

По данным помощника организации "Врачи без границ" Хедвиге Жанмарт (Hedwige Jeanmart), занимающейся проблемами бездомных людей, вопросы регистрации и соблюдения прав могли бы быть с легкостью решены в Москве, если бы местные власти проявили сочувствие к бездомным и прочим вопросам, связанным с нищетой. Например, в Санкт-Петербурге имеется много пунктов регистрации, где около 54 тысяч местных бездомных могут получить специальные документы, гарантирующие им основные права.

Жанмарт объясняет: "В Санкт-Петербурге [власти] приложили большие усилия для того, чтобы решить хотя бы часть этой проблемы. Там были открыты медпункты свободного доступа для бездомных и созданы пункты регистрации. Это означает, что даже человек без легальных документов может придти в такой пункт и получить справку, в которой написано, к примеру, что "Иван Иванович родился там-то", и с этой справкой он может получить социальную помощь. Он может получать свою пенсию. Если он инвалид, он получает доступ к медицинской помощи и т.д."

Когда "Врачи без границ" взялись за проблему бездомности в Москве в 1992 году, официальное число бездомных в этом городе составляло 30 тысяч человек. Сегодня власти говорят о 100 тысячах, но Жанмарт утверждает, что на самом деле речь идет о количестве, которое, по меньшей мере, в три раза превышает эту цифру. "Врачи без границ" проводят в Москве около 500 медицинских и социологических консультаций в неделю, а также помогают людям решать проблемы с законом и восстановлением официальных документов.

Другой проблемой, связанной с вопросом бездомности, является большое количество заключенных в России. Многие бездомные - это бывшие заключенные, которые, освободившись, не могут бороться за возвращение жилья, которое они занимали до заключения. В советские времена осужденные автоматически теряли право на жилье. В 1995 году такая практика была объявлена неконституционной, однако, Боброва говорит, что многие из бывших заключенных до сих пор не знают об этих изменениях.

"По [cоветскому] закону, если человека осуждали более, чем на шесть месяцев, он автоматически терял жилье. Однако, согласно [Российской] конституции каждому гражданину гарантировано право на место жительства. [По этой причине] в 1995 году конституционный суд изменил этот советский закон. Теперь, независимо от того, на какой срок человек осужден, он имеет право на сохранение своего жилища. Если же человек попал в тюрьму до того, как [новый] закон вступил в силу, он имеет право апеллировать к Конституционному суду и получить свое жилье обратно, либо получить новое жилье. Однако проблема состоит в том, что бывшие узники не знают о своих правах и поэтому остаются бездомными".

По словам Бобровой, в российском своде законов есть несколько законов, направленных на защиту наиболее уязвимых членов общества. Однако, добавляет она, эти законы работают только теоретически. На самом же деле, многим бедным и бездомным людям приходится пробиваться через бюрократические препоны для того, чтобы воспользоваться правами, которые им гарантированы законом.

47-летний Вячеслав сидит с другими бездомными в зале ожидания Павелецкого вокзала в Москве. Он приехал в Москву из Тульской области семь лет назад. Ему удалось найти хорошо оплачиваемую работу в строительстве, но, по его словам, в конце концов, он был уволен за пьянство. Вскоре он потерял свою квартиру и жену. Но и этого было не достаточно, чтобы он бросил пить.

Вячеслав так описывает свою сегодняшнюю жизнь: "Я [живу] так: cобираю [пустые пивные] бутылки [каждую пивную бутылку можно сдать за рубль] банки. Иногда мы ищем в помойных контейнерах в надежде найти что-нибудь пригодное [для еды]. Во всяком случае, мы всегда находим хлеб".

По словам Вячеслава, бездомному трудно выжить в Москве. Он сообщает, что во время праздников или других важных событий в городе, милиция очищает улицы от бедных и бездомных:

"ОМОН [специальный отряд милиции] очищает [город]. Они ходят по рынкам [где днем собираются многие бездомные], забирают людей без регистрации и увозят их в отдаленные районы Подмосковья. Но на следующий день людям [удается] возвратиться".

Жанмарт из организации "Врачи без границ" говорит, что московские власти недовольны возрастанием числа людей, спящих на улицах, и попрошаек. "Москва все еще очень закрытый город, - утверждает она. - Этот город только для москвичей и иностранцев [с Запада]".

Ее коллега Боброва добавляет, что даже городские приюты для бездомных принимают только москвичей, которые составляют только 20% от всего числа бездомных в Москве: "Во всех московских пригородах есть приюты для бездомных, но только бывшие москвичи имеют право ими пользоваться. В других [российских] городах, людям из любого региона можно [пользоваться приютами], а в Москве они только для москвичей.

Помимо всего прочего, настоящей бедой для бездомных является рекордно низкая зимняя температура в Москве, которая снижалась до минус 25 градусов по Цельсию. Около 300 человек, многие из которых не имели крыши над головой, уже умерли здесь от переохлаждения.

Эта ситуация подсказала "Врачам без границ" идею развертывания публичной кампании для того, чтобы объяснить москвичам ситуацию с бездомными в городе. Например, в метро развешаны плакаты с заголовком: "А вы смогли бы жить без дома?"

Бюллетень организации "Врачи без границ" сообщает, что правительство Москвы также отреагировало на кризис, открыв центр по оказанию медицинской и социальной помощи городским бездомным.