Анджела Стент - профессор Джорджстаунского университета и руководительница Центра евразийских, российских и восточно-европейских исследований. Она является экспертом по советской и постсоветской внешней политике.
"MZ": Почему Москва, ранее остро критиковавшая планы США по созданию системы противоракетной обороны, так сдержанно отреагировала на заявление США о выходе из Договора по ПРО?
Анджела Стент (Angela Stent): Во-первых, выход из Договора по ПРО не было для России неожиданностью. Президент США Джордж Буш (George Bush) заявлял об этом еще во время предвыборной кампании. Неясно было лишь, как быстро последует этот шаг. Однако 11 сентября, прежде всего, президент Путин сделал стратегический выбор, предложив свою поддержку коалиции, возглавляемой американцами. Улучшение отношений между Россией и США в целом для него важнее, чем различные мнения, например, касательно вопроса о системе противоракетной обороны. Дело в том, что Россия в известной мере подвержена тем же опасностям, что и США, а именно, опасности распространения оружия массового уничтожения.
"MZ": Тем не менее, США не замедлили снова подвергнуть испытанию предупредительность Путина: часть снимаемых с вооружения ядерных боеголовок не будут уничтожаться, их просто складируют-
Анджела Стент: Российское правительство, иначе, чем в случае с выходом из Договора по ПРО, резко протестовало против этого. В данном случае для России первостепенное значение имеет финансовая сторона дела: она из-за недостатка средств не может складировать свои боеголовки, Москва хочет их уничтожить. Но последнее слово здесь еще не сказано. В конце мая или в начале июня президент Буш отправится в Россию для встречи с Путиным, что до того времени переговорщики найдут выход из положения.
"NZ": Будут ли США продолжать оказывать материальную поддержку в деле уничтожения российских ракет и боезарядов?
Анджела Стент: Да. Администрация Буша взяла под контроль все программы разоружения и намерена продолжить их, на некоторые программы будет даже выделено больше денег. Будет дан также ход инициативе, предусматривающей обеспечение для российских ученых, работающих в области ядерной энергии, профессиональных перспектив с тем, чтобы удержать их от вербовки со стороны Ирана или Северной Кореи.
"MZ": Россия ведет войну в Чечне, часто игнорируя международные договоренности о ведении войны. Почему США больше не критикует Москву за это?
Анджела Стент: После 11 сентября в США выросло понимание того, что связано с чеченским вопросом. Конфликт, однако, следует рассматривать не только в связи с борьбой с международным терроризмом. Но то, как Россия ведет войну в Чечне, по-прежнему остается на политической повестке дня. Представитель Министерства иностранных дел США Ричард Баучер (Richard Boucher) подверг резкой критике последнюю наступательную операцию российской армии. Однако заставить российское правительство пойти на политическое решение конфликта очень трудно.
"NZ": Страны Балтии стремятся в НАТО. Будет ли этот вопрос включен в повестку дня встречи в верхах в марте, и как может отреагировать на это Россия?
Анджела Стент: Вопрос о расширении НАТО по-прежнему остается актуальным. Президент Буш подтвердил это во время своего визита в Варшаву в прошлом году. Решение о том, кто должен быть принят: Литва, Латвия или Эстония - пока не принято, однако дискуссия по этому поводу продолжается. Чтобы подсластить горькую пилюлю для России, НАТО занята тем, чтобы изменить с ней свои отношения. В Новом Североатлантическом совете Москве будет предоставлено право более активного участия в обсуждении решений. Но у России не будет права вето, говорим мы, в отношении будущих операций на Балканах.