Красная звезда сверкала на протяжении более сорока лет лишь над половиной Германии, но, очевидно, с такой силой, что книга и фильм о Советской Армии в ГДР получили скромное название: "Красная звезда над Германией". Только из подзаголовка книги Илко-Саши Ковальчук (Ilko-Sascha Kowalczuk) и Стефана Волле (Stefan Wolle) становится ясным, что речь идет о Группе советских войск в Германии, которые дислоцировались там в течение 49 лет, начиная с последнего сражения с гитлеровской империей и кончая их мирного вывода в 1994 году из воссоединенной Германии.
Они находились там даже на три года больше, чем существовал сам Советский Союз. Поскольку покидали они Германию уже как "российские войска" как об этом докладывал 31 августа 1994 года президенту Ельцину на Жандармской площади главнокомандующий Группой Бурлаков. О небольшом различии берлинцы не судили так строго. У же в 1945 году просто говорили (пусть даже со страхом в голосе): "Русские идут!"
Страх улетучился, когда, наконец, можно было сказать "Русские уходят", а крылатые слова Сталина о Гитлерах (Hitler), которые приходят и уходят, оборотились против него самого. Немецкий и русский народы и их государства продолжают жить, и понимание этого опыта делает их ближе, чем это было при диктаторах. "Прощай Германия" - такая надпись стояла на броне последнего танка, покидавшего Германию, - "навсегда", как это сказано в первой строфе текста "Прощальной песни российских военнослужащих" полковника Геннадия Лушецкого.
Вторая строфа заканчивается словами: они "выполняли там свой долг". Иногда даже перевыполняли, как перевыполнялись и некоторые планы в стране Советов. Так, однажды была открыта стрельба по немцам (17 июня 1953 года), в 1961 году бывшие союзники США были встречены на КПП "Чарли" танками, а в 1968 году советские войска вошли с территории Германии в Прагу. Это было перевыполнение плана, что российские солдаты делали, возможно, вопреки своей воле. Впрочем, до сих пор неизвестно, были ли расстреляны те 18 человек, которые 17 июня отказались стрелять по невооруженным немцам. Один российский полковник подтверждает это, ссылаясь на один немецкий документ из архива СЕАГ, который так никогда там так и не был обнаружен. С российской стороны "получить надежные сведения по этому поводу невозможно до тех пор, пока остаются закрытыми архивы советской военной прокуратуры", - говорят с азочарованием Ковальчук и Волле.
То, что им удалось взять из других архивов о Советской Армии в Германии, они усердно изложили на 250 страницах, сопроводив комментариями, в которых нет ненависти и излишнего пыла. Как говорят историки, sine ira et studio. Некоторым еще слышится эхо пресловутого воинственного клича Ильи Эренбурга ("Убей немца!"), бередит раны память о 1,9 случаях изнасилования (из них полмиллиона - после окончания войны), о 43 000 погибших в лагерях в советской зоне оккупации: цифры которые приводят Ковальчук и Волле.
Однако перед чтением или во время чтения этой книги полезно побывать на выставке о вермахте, рассказывающей о немецких преступлениях в России. Немецкий вермахт мог быть дисциплинированней, но он выполнял также приказы, которые никак не были связаны с дисциплиной. Он оставил после себя вызженную землю, советские войска - зараженную землю в своих гарнизонах. Кенигсберг, который в 1945 году Советы сожгли дотла, сделав это акт символом мести и устрашения, напоминает, как и их собственный эксклав Калининград о безумии и последствиях слепого разрушения.
Советская Армия в Германии не только "хозяйничала", она по-домашнему располагалась там. Сначала в Карлсхорсте, в казармах бывшей инженерно-саперной школы сухопутных войск (сегодня там располагается музей), а позднее - в Вюнсдорфе и еще, примерно, в 30 гарнизонах. Там жили советские военнослужащие в достаточной жесткой изоляции от немецкого населения, несмотря на проводившиеся время от времени совместные мероприятия и встречи дружбы. Как животные, набитые по 120 человек в одно спальное помещение, с денежным довольствием в размере одного рубля в день и 25 восточных марок в месяц советские военнослужащие были вынуждены вести в ГДР очень суровую жизнь, в стране, которую сами они рассматривали как настоящий потребительский рай.
Кто, не будучи бывшим гражданином ГДР, не знаком с деталями, может познакомиться с ними у Ковальчука и Волле. О "друзьях", образе и реальном лице прославленных советских солдат в Германии сложены также два совершенно различных по содержанию гимна. Один из них - "Звезды бесконечной яркости" - написан Йоханнессом Бехером (Johannes Becher). Гимн был обязательным для граждан ГДР ("Кто совершил все эти подвиги, освободив нас от подневольного труда? Это были советские солдаты, герои Советского Союза"). И был другой гимн - баллада "Германия. Зимняя сказка" Вольфа Бирмана (Wolf Biermann), в которой он выражает сочувствие "наголо стриженым друзьям" и защищает их от "снова разжиревших немцев": "Вы бедные, бедные свиньи, почему вам снова приходится быть у черта на куличках, вы отстояли себе ноги".
Действительно, почему? Знает ли об этом кто-нибудь в новой Германии? Может, "Neues Deutschland", которая выходит до сих пор? Немецкая газета Советов "Taegliche Rundschau" больше не выходит с 1955 года.
Ilko-Sascha Kowalczuk/Stefan Wolle: Roter Stern ueber Deutschland. Sowjetische Truppen in der DDR. Christoph Links Verlag, Berlin 2001. 2001. 256 Seiten. 15,50 Euro.