Экономический советник российского президента Владимира Путина Андрей Илларионов должен, собственно, ликовать. В прошлом году рост экономики составил пять с половиной процентов, более восьми процентов - в 2000 году. Выросло производство промышленной продукции, положительное сальдо в торговом балансе, составляющее 50 миллиардов долларов США. Россия выплатила 13 миллиардов долларов США по долгам, ее золотые и валютные запасы, тем не менее, увеличились на десять миллиардов долларов США. После радикальной реформы в сфере налогообложения доходов и снижения налогообложения предприятий правительство провело через парламент новый Трудовой кодекс.
Несмотря на это Илларионов недоволен. "Единственной причиной стабильности", по его словам, являются лишь высокие цены на нефть и газ на мировом рынке в последние годы. Благодаря их экспорту Россия получает до 40 процентов своих валютных поступлений. Мы до сих пор "живем исключительно за счет нефтедолларов", - досадует Илларионов. Реформы для советника Путина это внесение корректировок, которые носят поверхностный характер: Россия распадется, если не будут произведены структурные изменения.
Илларионов является общеизвестным пессимистом. Однако достаточно часто он оказывается прав. Так, в 1998 году он был почти единственным человеком, кто предсказал банкротство российского государства. И теперь у него есть основания, чтобы прибегать в своих оценках к черной краске.
Экономический рост последних лет впечатляет, прежде всего, по той причине, что он последовал после кризисным 1998 годом. Тогда глубина падения экономики России привлекла всеобщее внимание. Однако и сегодня приходится исходить из того, что даже если в последующие двадцать лет экономика России будет вырастать ежегодно на пять процентов, то и тогда она сможет догнать по уровню своего развития лишь нынешнюю Португалию - самую беднейшую после Греции страну ЕС.
Однако говорить о непрерывном росте на протяжении столь длительного времени не приходится, тем более, если продолжают существовать структурные слабые точки. До сих пор Россия экспортирует, прежде всего сырье: природный газ и нефть, древесину.
Внутри страны, переживают, в частности, подъем машиностроение, автомобильная и строительная и пищевая промышленность, однако это происходит, в известной мере, в связи с высокими таможенными пошлинами, которые предохраняют эти отрасли от международной конкуренции. "Наша промышленность не в состоянии удовлетворить внутренний спрос", - признался премьер Касьянов в конце декабря прошлого года.
На мировом рынке, не считая военной техники, конкурентоспособными по-прежнему являются лишь товары, занимающие определенную нишу, такие, например, как вакцины. Что касается высоких технологий или потребительских товаров, таких, как автомобили или видеотехника любой россиянин, у которого есть деньги в кармане, купит лучше товар западного производства. С технологической точки зрения в России произошло падение даже в годы подъема ее экономики.
Отсталость России - это шанс для заграницы, прежде всего, для австрийских экспортеров. За девять месяцев 2001 года они поставили в Россию товары на общую сумму 633,3 млн. евро. Снова видят Россию в положительном свете немецкие и американские инвесторы.
Однако так настроены не все инвесторы. Например, президент одного крупного пенсионного банка Калифорнии говорит, что он не считает, что пришло время инвестировать в Россию. В России, по его мнению, слишком много бизнеса, основанного на спекуляциях.
В прошлом году россияне и иностранцы инвестировали в общей сложности в России 50 миллиардов долларов США. Это только половина той суммы, которая требуется на удержании основных фондов и финансовой базы на нынешнем уровне. До сих пор многие россияне вкладывают свои деньги за рубежом. По оценке главы Центрального банка Геращенко, каждый месяц россияне вывозили за пределы страны "четыре миллиарда долларов".
Бывший заместитель министра финансов Вьюгин считает, что российским предпринимателям при этом придется в будущем прикладывать больше усилий, если они хотят добиться успеха. Поскольку положительные эффекты, такие, как обвал рубля в 1998 году, что способствовало росту экспорта, уже использованы до конца. "Каждый процент роста теперь требует большей эффективности", - сказал Вьюгин. Для этого необходима "ударная работа", а также увольнения. Но именно сейчас официальный уровень безработицы в России составляет девять процентов, в реальности же эта цифра существенно больше.
Согласно экономической газете "Коммерсант", рост экономики практически остановился. Когда премьер Касьянов подводил итоги года, он прогнозировал ее рост на 2002 год на уровне четырех процентов. Однако в действительности рост может составить только один процент, считает министр экономики Греф. Путин в настоящее время ведет обсуждение вопросов, связанных с ухудшением экономического положения.