Последний заключенный Сталина. Гвидо Музителли (Guido Musitelli), капитану запаса третьего альпийского полка артиллерии, сегодня 88 лет. Тогда он уехал из дома, оставив жену и сына, а вернулся через 9 лет после окончания войны. Он был одним из 28 заключенных итальянцев, забытых в России. Схвачен русскими на Украине 31 января 1943, во время отступления. "Я называю это не отступлением, а отходом, потому что мы не бежали, а отходили назад сражаясь, день за днем".
Прошу прощения-
- Называть это отступлением из России является распространенным заблуждением.
- Когда Вы вернулись в Италию?
- С восемью другими итальянцами 12 февраля 1954 года
- Как вы узнали, что освобождены?
- Нам сказали это в НКВД, секретной полиции того времени.
- Но если 10 тысяч других заключенных освободили намного раньше, начиная с 1946, то почему задерживали вас?
- Потому что мы сопротивлялись пропаганде русских, а также итальянских коммунистов, которые были в России. Тольятти (Togliatti), Донофрио (D'Onofrio), Роботти (Robotti) и другим так называемым комиссарам, которые приходили к нам, чтобы читать лекции о политике.
- Что они вам говорили?
- Они плохо отзывались о нашем режиме и о солдатах, которые отправились воевать в Россию.
- Вы были фашистом?
- Конечно, как и все.
- И из-за вашего противостояния вы подвергались пыткам?
- Пыткой было отсутствие возможности получать известия из дома, пыткой было, когда о твой нос тушили сигарету, а еще когда человека садили в клетку размером в квадратный метр, помещали между ног железную перекладину, чтобы он не мог сесть, и включали яркий свет, который бил в глаза днем и ночью.
- Вы встречались когда-нибудь с Донофрио, Роботти или Тольятти?
- С первыми двумя - да, с Тольятти - нет.
- Какое самое тяжелое воспоминание о тюрьме?
- В одном из лагерей, где за один месяц от голода умерло 30 тысяч заключенных, 20 тысяч из которых были итальянцами. Это было в январе 1943. И, к сожалению, я своими глазами видел множество примеров каннибализма.
- Можете рассказать?
- Что тут рассказывать? Ели трупы, а иногда даже умирающих.
- Умирающих?
- Да, потому что кровь была еще теплой. Однажды один солдат протянул мне котелок с человеческим сердцем, из последних сил я оттолкнул его, а солдат мне сказал: капитан, попробуйте, как вкусно.
- Вам было нечего есть?
- Иногда нам приносили бочки с теплой водой, и несколько заключенных утонули, придавленные остальными, которые искали на дне какую-нибудь пищу. Это был ад. Один на другом, эти несчастные заключенные, было даже непонятно, кто жив, а кто умер.
- Как долго продолжался каннибализм?
- Я не знаю, потому что через 15 дней офицерский состав был переведен в другой лагерь, где разразилась эпидемия брюшного тифа, и от нескольких тысяч осталась сотня.
- Что же заставило СССР освободить вас?
- Умер Сталин
- Вы остались фашистом?
- Да, но не фашистом, а приверженцем порядка и человеком, который хочет быть уверенным в завтрашнем дне.
- Нет ли у Вас возмущения против Муссолини за то, что он организовал ту экспедицию?
- Не будем говорить глупости. И, однако, это был недостаточно верный анализ наших военных способностей и нашей пользы, - с этим я согласен. Но я не думаю, что это была вина Муссолини. Он был прижат к стене.
- А после захвата?
- Мы отбыли в количестве 3000, а осталось 150. Попробуйте прошагать в течение месяца, питаясь только водой и куском хлеба пять раз за все время.
- В скольких концентрационных лагерях Вы были?
- За 12 лет - около 40, от Украины до Сибири и Средней Азии. С 1948 по 1954 я был на принудительных работах. Строительство, шахты, хлопковые поля - всего понемногу.
- Почему Вас освободили только в 1954?
- Потому что я был осужден на 25 лет
- Судебный процесс?
- Процесс?.. Шутовство! Суд вышел и через минуту вернулся с тремя машинописными страницами. Все уже было подготовлено. Я был обвинен в том, что повесил одного русского, а на самом деле, он был повешен немецким офицером.
- Вам снятся те дни?
- Это мой кошмар. Даже сегодня мне снится, что я остался последним узником в России, про которого все забыли.