Из российской армии бегут солдаты. Быть может это и не имеет отношения к ежегодному празднику Дня защитника Отечества, который отмечается 23 февраля, но дезертиры становятся все более жестокими и лучше подготовленными. Один пример, который потряс всю Россию. Михаил Сухоруков и Алмаз Шагеев - десантники, заслуживавшие самых высоких похвал, убили в течение 24 часов, дезертировав из части в Ульяновской области, девять человек. Семеро из них были милиционерами.
Командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Георгий Шпак, как и министр обороны Сергей Иванов, лучший друг и помощник президента Владимира Путина, теперь может с еще большей настойчивостью выступать за проведение давно назревшей военной реформы. Пока вооруженные силы будут сохранять структуру позапрошлого века, пока не будет создана профессиональная армия, никакие драконовские наказания "не избавят нас от таких трагедий". Ведущая московская газета "Известия" выражает по этому поводу большие сомнения. Она считает, что вопрос создания профессиональной армии превратился в чисто предвыборный шлягер. Прежде всего, вызывает сомнения вообще наличие "политической воли и финансовых средств" для проведения такой реформы. Критически настроенные офицеры еще в эпоху гласности жаловались на то, что примитивно организованная армия просто пожирает ресурсы, эксплуатируя тезис о военной угрозе, вместо того, чтобы направлять эти средства на создание современных сухопутных сил. С тех пор эта специальная тема нашла свой отзвук и среди общественности. "Наша армия опасна", - предупреждает "Известия".
Особо драматическим образом это демонстрируют дезертиры. По оценкам правозащитников, ежегодно в армии из-за голода и издевательств погибают 5 000 военнослужащих. Согласно данным "Новой газеты", из армии ежегодно дезертируют 5 000 человек. Правительственная "Российская газета" пишет о 15 000 беглецах в военной форме, что составляет целую дивизию". Для поисков исчезнувших солдат расходуются большие людские и материальные ресурсы. Так, по следу небезызвестного военнослужащего Дубынина шли 1250 милиционеров и десантников. За двумя другими охотились 5 000 человек из состава сил правопорядка. Одно лишь ношение оружия влечет за собой наказание в виде тюремного заключения на срок от трех до десяти лет.
Утверждается, что треть всех преступлений совершается военнослужащими, начиная от преступлений в отношении гражданского населения Чечни и кончая похищением своих сослуживцев. Сколько из них совершают дезертиры, точных цифр благоразумно не приводится. Новым явлением является то, что спасения в бегстве ищут все чаще командиры. По данным, которые курсируют по казармам, офицером является каждый десятый дезертир. В настоящее время в Екатеринбурге идет процесс по делу старшего лейтенанта Олега Кочкина. Статья 38 Уголовного кодекса, по которой он обвиняется, грозит ему тюремным заключением на срок до семи лет.
Как и другие дезертировавшие офицеры, артиллерист больше не видел смысла в службе. Когда дело с увольнением затянулось, он дезертировал. В прошлом году военный трибунал в Екатеринбурге осудил по этой причине десять офицеров. 276-й полк стал за последнее время вообще криминально известным. Известен этим и челябинский гарнизон. Лейтенант не выходил на службу в течение 18 месяцев. Его семье после перемещения к новому месту службы не сразу предоставили квартиру. Поэтому он нашел работу в гражданской сфере, а потом озаботился тем, чтобы утрясти формальности со своим увольнением.
Офицеры, которые занимаются побочной работой на гражданке, не редкость. Как и плохо оплачиваемые полицейские в западных странах, они улучшают свое материальное положение - 60 евро в месяц - за счет побочной работы. Часто такая находится непосредственно в казармах. Содержат целые империи фирм на аэродромах или в танковых хранилищах целые не только 2 000 генералов. "Дезертируют только дураки, - зло смеется один майор, пожелавший остаться неизвестным. - Тот, кто хитер, становится предпринимателем, не уходя из армии". В вооруженных силах, где на складах сегодня числятся пропавшими 10 000 пистолетов и где, как утверждается, насчитывается всего десять процентов боеготовых солдат, все это выглядит вполне логичным. Армия считается магазином самообслуживания уже давно, с 1991 года. В 11-й армии, дислоцирующейся в дальневосточном Уссурийске с января числится утраченным секретный прибор с истребителя СУ-27. был арестован заместитель командира по вооружению, он должен назвать зарубежного заказчика этого прибора. Он предназначен для распознавания своих и чужих и является важнейшим узлом, который стоит на многих сотнях военных самолетов.
Ветераны вспоминают о случае с Виктором Беленко. Советский пилот бежал в 1976 году на современном самолете МИГ-25 в Японию. Для замены приборов для опознавания по принципу свой-чужой пришлось потратить миллиарды рублей.