- На территории Польши действуют православные епархии и католическая церковь не протестует. Почему же появление католических епархий в России вызвало такой сильный протест патриархии?
- В Польше действует самостоятельная православная церковь, независимая от Русской православной церкви. В России же самостоятельной - независимой от Ватикана - католической церкви не было и нет. Поэтому такое сравнение некорректно. Лучше воспользоваться сопоставлением с деятельностью епархий РПЦ за границей. Русские епархии за рубежом никогда не делят страны пребывания на церковные территории. Их деятельность практически сводится к пастырским услугам для земляков, которые живут или работают за границей. Российские епархии не ведут миссионерской деятельности в иной среде. Вот где источник нашего негативного отношения к действиям Ватикана.
Вот уже не одно десятилетие Ватикан называет нас сестринской церковью. Однако нельзя так относиться к сестре. С церковью-сестрой можно было бы хотя бы обсудить эту проблему и поискать выход. Нас же тем временем поставили перед свершившимся фактом.
- Когда вы узнали о преобразовании четырех апостольских администраций в епархии?
- Ватикан проинформировал нас на прошлой неделе. Мы обратились с официальной просьбой отсрочить принятие этого решения. Мы предупреждали, что это очень осложнит наши отношения. Но нас не услышали. В связи с этим будут заморожены официальные контакты между Московской патриархией и Ватиканом. При таких обстоятельствах запланированный на 21 февраля визит кардинала Каспера весьма маловероятен.
- Стало быть не может быть и речи о встрече патриарха Алексия II с папой?
- Если поезда едут в разные стороны, встретиться они не могут. Нужно изменить направление. Отношения между нашими церквями после решения Ватикана осложнились еще больше. Это тоже отдаляет саму возможность визита папы в Россию.
- Ян Павел II хочет передать находящуюся в его часовне православную реликвию - икону Казанской Божьей матери. Может быть, этот жест мог бы стать хорошим поводом для перемены климата?
- До сих пор мы знаем об этом деле только из газет. Официального предложения от Ватикана мы не получили. Для православных эта икона бесценна, но вопрос о ее возвращении мы не можем превращать в предмет торга (неофициально Ватикан хотел бы взамен за икону получить приглашение папы в Россию - прим. автора).
- Тадеуш Кондрусевич, который с понедельника является митрополитом, подчеркивает, что католическая церковь обязана предоставлять пастырские услуги миллионам сосланных на восток католиков и их потомкам. Вас этот аргумент не убеждает?
- Верно, хотя насчет миллионов это, видимо, все же преувеличение. По моему мнению, главной задачей созданных епархий будет все же не удовлетворение религиозных потребностей лиц, связанных с католицизмом, а миссионерская работа - склонение к принятию католицизма крещеных верных православных и лиц связанных, (например, через предков) с православием. Наш протест вызван не только прозелитизмом, но и его формами. Католические священники нередко, используя людскую беду, предлагают благотворительную помощь, которая оказывается не совсем бескорыстной. Это для нас неприемлемо.
- Благодарю вас за беседу.