В связи с расширением военного присутствия США в Средней Азии Россия хотела бы в противовес создать в регионе с Индией и Китаем в качестве партнеров силовой треугольник. Впервые предложение на этот счет было высказано в декабре 1998 года тогдашним премьер-министром Примаковым. Тогда подвигнуть на этот шаг ни Индию, ни Китай он особо не мог. Но по завершении успешного визита китайского премьер-министра Чжу Ронцзи (Zhu Rongji) в январе этого года, за которым последовал визит российского министра иностранных дел Игоря Иванова, к созданию "неформального альянса", так его назвал представитель индийского правительства, появился новый интерес.
По мнению политических наблюдателей, расширение влияния США в Средней Азии в результате войны в Афганистане заставляют Россию, Индию и Китай еще раз вернуться к предложению Примакова. При этом речь идет не только о создании противовеса США, но и о защите своих собственных интересов в стратегически важном регионе с его богатыми месторождениями нефти.
Растущее военное и дипломатическое влияние США в Средней и Южной Азии не в интересах Китая, подчеркивает руководитель французского Исследовательского центра проблем Китая в Гонконге Жан-Пьер Кабестен (Jean-Pierre Cabestan). В одном из докладов, который он сделал недавно в Нью-дели, Кабестен подчеркнул: "Война, которую ведут США в Афганистане, наносит ущерб фундаментальным, долгосрочным целям Пекина. Его азиатские соперники, прежде всего Япония и Индия, усилили свое влияние в регионе в вопросах безопасности и ослабили авторитет Китая как великой державы". Китай только сейчас стал серьезно воспринимать Индию из-за ее политики в области ядерных вооружений, ее свободной рыночной экономики, а также как соперничающую страну, чье сближение с США могло бы быть невыгодным, считает Кабестен. Это находит выражение также в том, что в Нью-Дели настойчиво поддерживают программу создания противоракетной обороны США.
Россия, будучи важным поставщиком вооружений, может оказывать влияние как на Индию, так и на Китай. Буквально на прошлой неделе Индия заключила, среди прочего, с Москвой договор на миллиардную сумму о поставках авианосца, атомных подводных лодок и стратегических бомбардировщиков. Министр иностранных дел Иванов воспользовался этим случаем, чтобы настойчиво выступить в поддержку оси трех, создание которой вошло бы в противоречие с быстро улучшающимися отношениями Индии с США, в том числе и в военной области. Президент США Джордж Буш (George Bush) в своем последнем правительственном заявлении подчеркнул, что США сотрудничали "с Россией, Китаем и Индией в интересах мира и благосостояния как никогда хорошо" и добавил: "Теперь можно избавиться от общей опасности старого соперничества".
Союз трех, которого добивался Примаков, не заинтересован, как считает Раджив Найян (Rajiv Nayan) из авторитетного Института оборонных исследований и анализа (IDSA), чтобы рассматривать США в качестве естественного союзника. В больше мере он хотел бы создать силовой центр, который бы конкурировал с США. В годы "холодной войны" Индия была в экономическом и военном плане союзником Советского Союза. Сегодня в Нью-Дели у власти коалиция правого толка, которая всеми силами стремится к тому, чтобы выстроить отношения с США на всех уровнях.
Индия, чтобы удерживать Китай в рамках, ищет, скорее, поддержки у США, чем у России, считает Найян. По этой причине с таким энтузиазмом нахваливается план США по созданию системы противоракетной обороны. После событий 11 сентября Индия одной из первых предложила США поддержку в из антитеррористической кампании. Сразу после ядерных испытаний, проведенных Индией в 1998 году, министр иностранных дел страны Джордж Фернандес (George Fernandez) заявил, что Китай представляет для его страны самую большую опасность. В своем послании тогдашнему президенту США Биллу Клинтону (Bill Clinton) индийское правительство тоже подчеркивало, что решающим фактором для реализации индийской ядерной программы был Китай, а не Пакистан. Разумеется, отношения между Индией и Китаем после подписания двустороннего договора, в которым они обязались поддерживать покой и безопасность на границах, значительно улучшились. Однако Нью-Дели беспокоит продолжение поставок Пекином ракет и предоставление технологий ядерного оружия Пакистану.
Профессор в области международных отношений из Университета имени Джвахарлала Неру (Jawaharlal Nehru) Канти Баджпай (Kanti Bajpai) видит в предлагаемой Россией трехстороннем альянсе ряд положительных аспектов: союз поможет создать азиатскую систему безопасности, облегчит борьбу с религиозным экстремизмом, позволит лучше использовать энергетические ресурсы среднеазиатского региона и более эффективно отвечать на ракетные планы Вашингтона. "Все три страны опасаются, что США, в конечном итоге, заполнят космическое пространство военными базами и разведывательными системами, что даст им возможность прибегать к невиданному доселе насилию".
В настоящее время доверие между Индией, Китаем и Россией пока еще велико, чтобы пойти на стратегическое партнерство. Но необходимо как можно быстрее начинать переговоры о системе противоракетной обороны и ее вариантов, рекомендует Баджпай. Уже сегодня, говорит он, есть сферы, где возможно подписание протоколов, ведение переговоров и заключение договоров по вопросам улучшения собственной безопасности и вклада в безопасность азиатского региона.