Шведский мебельный гигант, "ИКЕА", обосновался в России. Модная и недорогая мебель от скандинавской компании, с оборотом в 10 миллиардов евро, дает о себе знать в экс-советской империи. Однако когда в марте 2000 года открывался первый магазин, прогнозы делались скромные, напоминает "Moscow Times". Против всех ожиданий, магазин в Химках побил все рекорды по продажам. "Первый магазин "ИКЕА" продал мебели больше чем на 110 миллионов евро меньше чем за год и сразу же попал в десятку самых рентабельных магазинов шведской группы".
"ИКЕА" осуществляет поставки в три свои торговые точки в пригороде Москвы и в Санкт-Петербурге со складов в Польше. "80% из 6500 видов продукции, продаваемых в российских магазинах фирмы, также импортируется", - уточняет "Moscow Times". Но в 2003 году шведский гигант должен открыть склад в России. Склад займет около 100 000 квадратных метров площади в одном из пригородов столицы, в него будет вложено 45 миллионов евро.
Создать в России центр мировой сети.
В то же время, шведская группа желает выгодно использовать возможность работы в России, организовав производство на месте. "Le Temps" цитирует Леннарта Дальгрена (Lennart Dahlgren), патрон "ИКЕА" в России: "Нам известно, что Россия является крупнейшим в мире поставщиком всех материалов, которые необходимы нам в производстве - различные породы древесины, алюминий, фарфор, текстиль". К тому же "страна обладает огромными фабриками, доставшиеся в наследство от советской эпохи, которые могут производить эти материалы в достаточном количестве", - объясняет корреспондент "Le Temps" в Москве.
Поэтому, шведская компания объявила о создании на берегах Невы, в Санкт-Петербурге первого русского завода группы. Это предприятие должно будет стать одним из центров производства в мировой сети шведской кампании. По меньшей мере, 16 миллионов евро будут вложены в производство.
К тому же, такое внедрение является более чем необходимым, поскольку каждый продукт, ввозимый в Россию, "облагается 70-80% пошлинами", - пишет "Moscow Times". Так, если сегодня продукция made in Russia составляет всего лишь 10% от продаж "ИКЕА", то в ближайшие несколько лет она составит 30%"., - подчеркивает московская газета.
Полное понимание.
Однако, пока группа "ИКЕА" празднует свой успех, предвкушая увеличение торгового оборота, начинают раздаваться голоса жесткой критики в адрес компании. "Для "ИКЕА" Россия - страна третьего мира, со всеми преимуществами, которые из этого вытекают: дешевая рабочая сила, недорогое сырье, не слишком жесткие экологические нормы, возможность сбыта третьесортного товара на местах - покупатели всегда найдутся.
Похоже, "ИКЕА" хочет продемонстрировать, что в России можно вести дела, несмотря на различные препоны и плохой деловой климат. И Леннарт Дальгрен утверждает, снова в "Le Temps": "мы не согласны с теми иностранными компаниями, которые делают вид, что в России работать очень трудно. Для нас трудностей больше в Нидерландах или в Финляндии. Здесь, в России, напротив, к нам относятся с пониманием".
Ph. J