"Пророк Магомет ничего не говорил о собачьих боях. Однако он рекомендует в Пророчествах не нагружать слишком верблюдов. Говорит, что жестокость к животным противоречит воле Аллаха. Животные на службе у человека должны всегда иметь еду, и хороший мусульманин должен заботиться о них: если его животные подерутся, то именно он должен разнять их. Нет, Магомет никак не мог одобрить собачьих боев". Хабиб (Habib), афганец с двумя высшими образованиями - в области персидской литературы и социологии - стыдится, когда наблюдает бои. По его мнению, те, кто организовывает подобное зрелище, это преступники, и им не стоит пожимать руку. А зрители, которые два часа добираются до этой природной котловины, переделанной в арену, которые садятся прямо на землю, еще мокрую от снега, считают деньги на ставки, - все полторы тысячи зрителей это "необразованные и безнравственные дураки". "Из-за одной только вещи я жалею об исчезновении талибов, - говорит Хабиб, - при них с собачьими боями было покончено".
Периферия Кабула. Всего полчаса езды от центра столицы, но это уже другой мир. Преобладающая нация - пуштуны, а не таджики. Дома из соломы и грязи прячутся за стенами укреплений, подобно многочисленным блокгаузам. Тюрбаны, которые в столице после бегства талибов стали неожиданно редкими, здесь продолжают оставаться правилом. Кроме того - оружие. Новое правительство хвасталось, что запретило оружие, но здесь автоматы носят поверх одежды, как будто это обыкновенные лопаты.
Джанага (Janagha) - военный комендант. Это он организовывает зрелище. "Иностранцы, которые хотят посмотреть? Пожалуйста, будете моими гостями. Развлечетесь: сегодня будут драться хорошие морды". Бои собак - это страсть Джанаги. Он их вскармливает, обучает, продает и судит сражения. На арене он - маленький Цезарь, арбитр жизни или смерти животных. Толпа завывает, смеется, содрогается. Как в Колизее, просит пощады для проигравшего, но храброго бойца. Или же требует крови, сражения до последнего смертельного укуса. Решение принимает Джанага. Он не поднимает палец, а указывает полицейской дубинкой, чтобы приказать своим людям и владельцам собак, развести животных либо оставить драться дальше.
Сегодня пять встреч. "Зима, - говорит Джанага, - это лучший сезон для науськивания собак. Летом не удается заставить их сражаться". Джанага считает холод и морозный утренний воздух противодействием дружелюбным настроениям собак. Скорее всего, конечно, речь идет о гормонах и цикле воспроизведения. Сражаются только кобели. В Кабуле для боев используют породу крупных и сильных собак, типа наших сторожевых или водолазов. Много животных светлых цветов, но есть и черные, с пятнами, и даже полосатые, как тигры. Они приспособились жить в холодном климате гор, где их основная задача - защищать стада от волков. Их имена - Миномет, Гром, Автомат, и во время боев они развлекают публику, полную детей, но уже привыкшую к насилию и смерти.
Собаки прибывают к месту сражения на личном транспорте владельцев, а большая часть зрителей - на велосипедах или пешком. Чтобы вырастить собаку для боев, нужно быть небедным. "Хороший экземпляр, - объясняет Шафик (Shafiq), один из вооруженных помощников коменданта, - стоит молодого бычка или двух старых ослов", что составляет около 100 евро. Здесь это богатство. "Собаку нужно выбирать в щенячьем возрасте и кормить ее самым лучшим, чтобы пес рос сильным. Кроме того, ему нужно обрезать уши и, в зависимости от породы, часть хвоста". Это нужно для того, чтобы впоследствии не подставлять противнику наиболее уязвимые места. "Лучше обрезать ему уши, пока он маленький, чем дать разорвать их во время драки", - заключает Шафик с саркастической улыбкой. Первые два бойца готовы сойтись. Хозяева обменялись взаимными приветствиями, прикинули взглядом состояние собственного пса, сравнив его с чужим. Они сделали ставки, и публика тоже. "Раньше, еще до талибов, - говорит Джанага, - ставили на кон даже автомобили. Теперь, конечно, уровень ниже, но это только потому, что мы начали всего несколько недель назад". Коменданту Джанаге дорого обошлось его увлечение. Религиозная полиция муллы Омара арестовала его во время проведения тайных собачьих боев, и в тюрьме он полгода подвергался пыткам. Вышел оттуда с переломанными костями и парезом в начальной стадии, который теперь обострился.
"Пари тоже запрещены Кораном, - подсказывает Хабиб. - Этот Джанага должен был оставаться в клетке".
Комендант приказывает начинать, и владельцы отпускают собак, подталкивая их друг к другу. Звери хватают друг друга за загривки, прыгают, падают, скрежещут зубами, хватают друг друга за морду. Иногда кто-нибудь из них останавливается, чтобы отдохнуть, и хозяева начинают его науськивать драться снова. Джанага сердится: "Тихо, собаки должны все делать сами". Толпа кричит, когда зубы одного приближаются к горлу другого, потому что этот укус может стать смертельным. Проигрывает тот, кто первым начинает отступать. Комендант определяет, началось ли отступление и приказывает развести собак.
Они устали, у них раны около глаз и окровавленная шерсть. Мгновенно перестают огрызаться и ласково смотрят на хозяев.