Россия за последние годы пережила революцию, период трансформации. Существовавшие законы были устаревшими, новых - еще не было. Все было, как черная дыра. Надо подвести черту под тем временем. После этого всем надо дать достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым правилам. Так считает бывший серый кардинал Кремля.
"FACTS": Борис Абрамович, в 1997 году Вы, согласно информации "Forbes", имея 3 миллиарда долларов, были самым богатым человеком России. В 2001 году Вас уже больше не было в списке. Что произошло?
Березовский: Я не знаю критериев "Forbes". Но я, как и прежде, владею многими предприятиями в России. Однако их стоимость очень трудно определить. Российская экономика пока еще функционирует не по западным стандартам, поэтому трудно назвать какую-то сумму. Я приведу один пример: мне принадлежал ТВ-6, телеканал, который вещал на всю страну. Вы наверняка слышали о сражении за контроль над каналом. У меня здесь было много разных гостей, которые предлагали за него деньги. Первый из них предложил 200 миллионов долларов, второй - 90 миллионов, а третий больше, чем первые двое вместе взятые. Что это означает? Это означает, что у нас запутанный рынок, а цены увязаны с политикой. Разумеется, это в особой мере относится к рынку средств массовой информации. Однако в целом считается, что российские предприятия реально оценить нельзя. Существует много факторов риска. Президент решает, кому какая фирма принадлежит. Не нравится ему владелец, то последнему грозит экспроприация. Посмотри на фирму "Столичная водка". Путин посчитал, что эта марка принадлежит всем, то есть государству. Владелец сегодня сидит в тюрьме.
"FACTS": Почему президент Путин выступает против частных предпринимателей?
Березовский: Недавно отвечая на вопрос журнала "Wall Street Journal" по поводу всех арестованных предпринимателей, президент сказал: "Все в порядке, народу это нравится, и он находит это корректным". Я не могу привести лучшего примера извращенного понимания права.
"FACTS": Многие утверждают ┘
Березовский: Я хотел бы сначала ответить на Ваш первый вопрос, чтобы кто-то не подумал, что я боюсь определенных вопросов. Капитал, который я инвестировал в России, может представлять собой миллиардную сумму. Более точные данные я не могу привести. Поскольку одна из моих фирм стоит уже больше не 200 миллионов, а нуль, как это было в случае с телеканалом ТВ-6, который практически у меня экспроприировали. Кроме того, у меня есть пакеты акций на Западе, стоимость которых я оцениваю в размере нескольких сот миллионов долларов.
"FACTS": Несколько сот миллионов долларов.
Березовский: Может и миллиард. К сожалению или к счастью, я не в состоянии назвать более точные цифры. Я держу все мои деньги не в одном сейфе или банке. Я с большей охотой иду на небольшой риск и диверсифицирую.
"FACTS": В какие российские фирмы вложены Ваши деньги?
Березовский: У меня есть акции нефтяных компаний, среди них "Сибнефти", у меня есть акции газодобывающих компаний, я владелец фирмы "Логоваз" и средств массовой информации, в том числе газет "Коммерсант", "Независимая газета" и "Новые Известия" и вместе с Рупертом Мэрдоком (Rupert Murdoch) - радиостанции "Наше радио" в Москве. Я владею недвижимостью и алюминиевыми заводами.
"FACTS": Сколько у Вас было денег в 1989 году?
Березовский: Я начинал с 3 000 рублями, тогда это соответствовало 1 000 долларов.
"FACTS": Вы стали довольно богатым человеком.
Березовский: Да, для нас все эти годы были всегда очень успешными, поскольку мы каждый раз чувствовали, что потребует рынок. Большинство тогда совсем не замечало, что нарождался рынок. 99 процентов людей имели советский менталитет и ничего не понимали. Моим стартовым капиталом были мои знания математики. Я в течение 25 лет работал математиком и разрабатывал программное обеспечение. Свой первый миллион рублей я заработал на продаже программы, которую сам и разработал. Я быстро понял, что кончина Советского Союза высвободит громадный потребительский спрос. И я заметил, что многие россияне хотели иметь, прежде всего, автомобиль. Итак, я начал заниматься автомобилями и создал сеть гаражей. В советские времена не было торговцев автомобилями. Кто может купить машину, решало государство. Моя фирма "Логоваз" была первой фирмой, которая импортировала автомобили с Запада. Я еще очень хорошо помню первую поставку: это были 846 "Fiat Tipo" из Италии. Я был первым официальным продавцом "Мерседесов", "Вольво", "Крайслер", "Дэу", разумеется, я продавал также и российские машины.
"FACTS": Утверждают, что Вы выгадывали на том, что российский производитель автомобилей компания "АвтоВАЗ" продавала Вам машины по себестоимости. В то время, как Вы сами стали богатым, автомобильная компания оказалась на грани банкротства.
Березовский: Это абсолютно неверно. Наоборот, мы были единственной фирмой, которая всегда выполняла свои обязательства перед "АвтоВАЗом".
"FACTS": То есть Вы утверждаете, что тогда все было честно. Вы были не случайно хитрее, чем конкуренты?
Березовский: Мы были самые гибкие. И у нас была невероятно хорошая команда. К тому же в России тогда было мало людей, которые что-то понимали в бизнесе. Что они могли сделать. В Советском Союзе нельзя было заниматься бизнесом, не существовало коммерческого посредничества, цены устанавливало государство. Советские люди могли производить, но не продавать.
"FACTS": Но Вы стали богатым, прежде всего потому, что смогли купить кусочек государственных предприятий, которые сегодня на несколько порядков дороже.
Березовский: Насколько я понимаю рыночные законы, существует не только стоимость, существует также и риск, то и другое дополняют друг друга. То, что я имею в виду, поясню на примере приватизации нефтяной компании "Сибнефть". В конце 1995 года коммунисты выиграли парламентские выборы и почти все были убеждены, что КП выиграет и президентские выборы в июне 1996 года. Одновременно президент Ельцин принял решение приватизировать нефтяные компании и продать их тем, кто предложит за них больше денег. За "Сибнефть" государство хотело не мене 100 миллионов долларов. У меня тогда было только 50 миллионов. То есть я стал искать партнера. Я первым полетел к Джорджу Соросу (George Soros) в Нью-Йорк, но он отказался: "Я не буду инвестировать в Россию ни одного доллара, поскольку уже завтра руководитель КП Зюганов станет президентом и снова все национализирует". После этого я отправился в Европу и Японию, но везде я слышал одно и то же. В итоге мне дал деньги один российский коллега. Иными словами, покупка "Сибнефти" была связана с большим риском. И я поставил на карту не часть, а все свое состояние - для Сороса 20 миллионов были семечками. Короче, стоимость зависит от риска. Чем выше риск, тем ниже цена. В конечном счете, Ельцин был переизбран. Не прошло и недели после выборов, и мне кто-то предложил за "Сибнефть" миллиард.
"FACTS": Что убедило Вас в том, что стоит рискнуть?
Березовский: Я знаю Россию лучше, чем какой-нибудь Сорос. И это выглядит лицемерием, когда сегодня на Западе утверждают, что я получил "Сибнефть" за слишком маленькие деньги. В то время ни один западный инвестор не был готов пойти на такой риск.
"FACTS": В России в отношении Вас ведется следствие по нескольким делам. Есть санкция на Ваш арест. Нефтяной магнат и мультимиллиардер Михаил Ходорковский в разговоре с корреспондентом "FACTS" выступал за амнистию.
Березовский: Я разделяю мнение Ходорковского. Россия в последние годы пережила революцию, период трансформации. Существовавшие законы были устаревшими, новых - еще не было. Все было, как черная дыра. Надо подвести черту под тем временем, если речь не идет об убийствах. После этого всем надо дать достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым правилам. Путин же, напротив, хочет вернуться в 1992 год. Это означает, что каждый, кто не проспал последние десять лет, окажется в тюрьме.
"FACTS": Почему Путин выступает против Вас и других олигархов?
Березовский: Путин хочет абсолютного контроля и абсолютной власти. При этом его большой проблемой является то, что он пытается найти для каждой проблемы простое решение. Но наши проблемы сложны так, что для них не существует простых решений.
"FACTS": Вы утверждаете, что Путин создает новую диктатуру, и в качестве альтернативы создали новую партию либерального толка. Почему люди должны поверить именно Вам?
Березовский: Мои идеи базируются на успешном опыте других стран. Мои предложения не новы.
"FACTS": Какие страны Вы имеете в виду?
Березовский: Швейцария - хороший пример для России. Швейцария - федеральное государство. Это диаметрально противоположно тому, что пытается создавать Путин, а именно, всемогущее централизованное государство. При этом было бы лучше, если бы он передал больше полномочий регионам. Такая большая страна, как Россия, не может управляться из одного единственного места.
"FACTS": В одном из случаев в отношении Вас велось следствие по обвинению в хищении. Как утверждается, Вы положили в свой карман миллионы.
Березовский: Это не соответствует действительности. Я клал деньги в собственный карман. Но это была прибыль, полученная на законных основаниях. Я создаю фирмы не ради удовольствия. Я всегда придерживался законов. Это касается также моих фирм "Андава" и "Форус" в Швейцарии. Следствие до сих пор ничего не дало.
"FACTS": Оно пока еще не прекращено.
Березовский: Следствие имеет политические мотивы. В отношении меня следствие идет пять лет, однако пока ничего не найдено.
"FACTS": Название "Forus" означает, наверное, английское "for us", что переводится как "для нас".
Березовский: Нет, оно означает "For Russia" ("Для России". - Ред.).
"FACTS": Но тогда не хватает одной буквы "р".
Березовский: В русском языке нет двойной "р". Это может выглядеть странным, но каждый волен видеть в этом то, что он хочет видеть. Я хочу со всей откровенностью сказать: что хорошо для меня, хорошо и для России - и наоборот. Если говорить по-другому, я уверен, что все, что я делал, пошло на пользу и России. Когда в 1996 году я выступал за переизбрание Ельцина, это было в моих интересах, поскольку я знал, что в случае победы главы КП Зюганова, под угрозой оказалась бы моя жизнь. Но я уверен, я помог, тем самым, многим россиянам, которые не хотели, чтобы коммунисты вернулись к власти.
"FACTS": Вы живете в Лондоне в эмиграции. Сможете ли Вы когда-нибудь вернуться в Россию?
Березовский: Нет никаких сомнений. Соотношение сил во власти изменится. Путь, который выбрал Путин, неверен.
"FACTS": Почему Вы поссорились с Путиным, ведь, отношения были достаточно хорошими┘
Березовский: ┘они были более, чем хорошими. Но Путин изменил свои взгляды и решил пойти на нарушение Конституции. Он разрушил Совет Федерации - верхнюю палату парламента. Он разрушил институт избранных губернаторов, наделив себя правом в любое время их снимать.
"FACTS": Какую роль играют в планах Путина спецслужбы?
Березовский: Все возрастающую. Он все больше собирает вокруг себя бывших коллег по КГБ.
"FACTS": Когда начались разногласия с ним?
Березовский: Это было в конце 1999 года, после начала второй чеченской войны. Я посоветовал ему, остановить продвижение войск по достижении реки Терек и начать переговоры.
"FACTS": Что он ответил?
Березовский: Он не привел никаких аргументов. Он только сказал: "Ты ничего не понимаешь". Я спросил: "Что я не понимаю?" И он снова повторил: "Ты ничего не понимаешь".
"FACTS": Путин лишил Вас также телевизионного канала ОРТ - единственного канала, передачи которого принимает вся страна.
Березовский: Путин откровенно сказал, что он хочет контролировать канал сам.
"FACTS": Вам угрожали?
Березовский: Глава президентской администрации пришел ко мне и сказал, что если я не откажусь от своей доли на ОРТ, то окажусь, как и Владимир Гусинский (другой олигарх и прежний владелец независимого телеканала НТВ), в тюрьме.
"FACTS": Вам угрожал Александр Волошин?
Березовский: Александр Волошин.
"FACTS": Это, ведь, был Ваш лучший друг.
Березовский: Да, верно.
"FACTS": Он тоже отошел от Вас?
Березовский: Что ж, такова жизнь.
"FACTS": Путин напоминает Буша (Bush): или с ним или против него.
Березовский: Я никогда не обещал Путину, что буду всегда на его стороне. Однажды я ему сказал: "Я старался, чтобы ты стал президентом не потому, что у тебя красивые глазки, а потому, что у тебя и у меня одинаковое понимание того, в каком направлении должна развиваться Россия. Но если ты начнешь концентрировать власть в своих руках, я тогда больше не с тобой". Волошин же решил изменить свое мнение.
"FACTS": В сентябре 1999 года в Москве были взорваны два жилых дома. Погибли более 300 человек. После этих террористических актов Путин распорядился о вторжении армии в Чечню. Это сделало его по-настоящему популярным. Сегодня Вы утверждаете, что террористические акты совершила спецслужба ФСБ.
Березовский: Сначала о популярности Путина. Она мало что имеет общего с войной в Чечне, зато много общего - с восторгами людей, занимающих высокие посты. Самым любимым политиком в стране буквально за несколько недель становился не только Путин, то же самое происходило с его предшественниками на посту премьер-министра, такими, как Кириенко, Примаков и Степашин.
"FACTS": По крайней мере, террористические акты Путину не повредили. Но что заставляет Вас верить, что это было делом рук ФСБ?
Березовский: Спустя несколько недель и месяцев, я начал думать, анализировать. В истории России это были самые ужасные террористические акты, такого еще никогда не было. Но уже через полгода все вокруг них стало на удивление спокойно. Следствие шло медленно. Время от времени Генеральная прокуратура объявляла об аресте. Затем снова тишина.
"FACTS": То есть Ваша теория заключается в том, что в этом замешана спецслужба.
Березовский: Сегодня это уже больше не теория.
"FACTS": У Вас есть доказательства?
Березовский: Да, я собрал массу фактов. Сегодня я могу доказать, что террористические акты были совершены ФСБ.
"FACTS": Приказ отдавал Путин?
Березовский: У меня нет доказательств этому. Я не могу также сказать, кто в действительности отдавал приказ. Впрочем, можно со всей убедительностью говорить, что это был кто-то, обладающий жуткой волей.
"FACTS": Когда Вы представите свои доказательства общественности?
Березовский: В конце этого месяца
"FACTS": Что это за доказательства?
Березовский: У меня есть документы, видеокассеты. Мои доказательства, по меньшей мере, не хуже, чем те, которые есть у США в отношении бен Ладена (Bin Laden).
"FACTS": На какие последствия Вы рассчитываете?
Березовский: Я не судья. Я лишь представляю свои доказательства и делаю из этого выводы. Я понимаю, что для России будет опасно, если народ узнает правду, что им в известной мере управляют бандиты. Я говорил об этой проблеме со многими людьми┘
"FACTS": ┘ с какими людьми?
Березовский: Я не хочу называть имен. Некоторые из них Вы узнаете в конце месяца. Однако я боюсь, что российский народ не воспримет правду. Он пока еще не готов к этому.
"FACTS": На какие последствия Вы рассчитываете?
Березовский: Трудно сказать. Если международное сообщество посчитает доказательства правдоподобными, то российскому правительству будет неуютно. Однако проблематично, чтобы Запад повел себя так, поскольку Россия стала его важным союзником в борьбе против терроризма.
"FACTS": Вы ошиблись в Путине?
Березовский: Сегодня я его оцениваю иначе, чем раньше. Когда я помогал ему стать сначала премьер-министром, а потом президентом, я никогда не думал, что он окажется таким примитивным человеком и пойдет на восстановление в России авторитарного режима.