Создание католических епархий в России привело к значительному ухудшению отношений между Римом и Русской православной церковью. По этому поводу у корреспондента газеты Эдуарда Штайнера состоялся с католическим епископом в Москве следующий разговор.
"Dolomiten": Понесли ли ущерб Ваши контакты с православной церковью?
Тадеуш Кондрусевич (Tadeusz Kondrusiewicz): У меня пока не было возможности встретиться Патриархом Алексием II или митрополитом Кириллом. Когда в 1991 году были созданы апостольские администратуры, то прошло несколько месяцев, прежде чем дело дошло до встречи. Поэтому я не вижу никакой трагедии.
"Dolomiten": Не было ли преобразование четырех апостольских администратур в епархии преждевременным?
Кондрусевич: Они хотят иметь постоянный, а не временный статус. Православная церковь, со своей стороны, не сталкивается на Западе с сопротивлением подобного рода. Когда-то такой спор должен был возникнуть. Многие спрашивают, почему пришлось так долго ждать.
"Dolomiten"; II Церковный собор Ватикана сформулировал в качестве цели достижение единства христиан. Это теперь под угрозой?
Кондрусевич: Цель остается. Экуменизм должен находить выражение в любви и правде, а не в неизвестности. Если кто-то в Западной Европе хочет быть православным, это его личное дело. Почему россиянин не может быть католиком, если он этого хочет? Свобода совести, согласно II Церковному собору Ватикана, базируется на уважении личности. Об этом следует напомнить. Сама же православная церковь до сих пор придерживается точки зрения, что русский обязательно должен быть православным. Впрочем, митрополит Кирилл признал, что в православие переходят и представители нерусской национальности. Это признание является позитивным результатом диалога. Мы в стремлении к правде должны играть открытыми картами.
"Dolomiten": Может ли состояться визит Папы без одобрения со стороны православной церкви?
Кондрусевич: Официально он может состояться по приглашению российского правительства и представительства Ватикана в Москве. Но Папа хочет полноценного визита и будет поэтому дожидаться приглашения православной церкви.
"Dolomiten": Одинаково ли относятся в России к различным религиозным организациям?
Кондрусевич: Так должно быть согласно конституции. Ущемление есть на телевидении, далее католическая церковь не допущена в Межконфессиональный совет. Православный Патриарх часто встречается с президентом, при случае - также представители и других конфессий. За одиннадцать лет, что я здесь, меня пока никакой из президентов не принимал. В случае возникновения вопросов, которые касаются нас, правительство всегда сначала выслушивает мнение православной церкви.