"Я продолжаю объяснять полякам, что переговоры - это не футбольный матч, где обязательно должен быть победитель и побежденный. Существует и ничья, и компромисс. Конечно, продолжительность переговоров может нагнать скуку, а некоторые решения, как, например, помощь сельскому хозяйству, вызвать разочарование, но я думаю, что, в конце концов, мы придем к так нелюбимой спортивными болельщиками ничьей, которая, однако, единственное, что в состоянии не дать сторонам ощущения победы или поражения". Даже если Брюссель сожмет кордоны бюджета, особенно, в области сельскохозяйственной политики и региональных субсидий, польский президент Александр Квасьневский, который сегодня прибудет в Рим с официальным трехдневным визитом, уверен, что расширение Евросоюза будет происходить "на равной основе, с применением одинаковых правил как для старых, так и для новых членов", и что поляки, несмотря на нежелание идти голосовать, высказываемое в последнее время, в следующем году, все-таки "отдадут большинство голосов за Европу" во время референдума по поводу вступления Варшавы в Евросоюз. Польша, говорит президент, "хочет, чтобы с ней обращались, как с остальными партнерами, хочет иметь те же права и обязанности".
- Господин Президент, в Центральной Европе растет недоверие к Евросоюзу. Многие боятся, что к ним отнесутся, как к крестьянам второго сорта, что они войдут в Евросоюз через служебный вход и будут вынуждены терпеть ограничения и несправедливость.
- Польша войдет в Евросоюз через главный вход. Не существует классификаций, есть только различия. Разве Великобритания, не принявшая евро, считается страной второго сорта? Проблема заключается в разном уровне экономического развития, что продлится еще некоторое время. Речь идет о том, чтобы сгладить, а не углубить противоречия. В этом состоит смысл интеграции: одинаковые возможности и условия для улучшения экономики. Поляки не смогут сразу претендовать на среднюю европейскую зарплату, но можно будет пользоваться богатыми возможностями, которые дает рынок Евросоюза.
- Один из представителей польской стороны на переговорах заявил, что Варшава представляет для Евросоюза хорошие возможности, но, вместе с тем, и головную боль.
- Я разделяю это суждение. В Польше существует производство практически всего, что есть в Европе. Потребительский рынок постоянно растет, и мы являемся седьмой страной в Европе по продажам автомобилей. В Европу войдет страна с сорока миллионами жителей, огромным человеческим потенциалом, что, в то же время, создает ряд проблем. Расширение - это очень серьезный экзамен, сдавать который мы тщательно готовимся.
- С присоединением к Европе границы Польши станут внешними границами Евросоюза. И начиная с июля будущего года, белорусам, русским и украинцам понадобятся визы, чтобы попасть в Польшу. Некоторые поговаривают о новом железном занавесе.
- Мы ведем переговоры с нашими соседями, чтобы облегчить въезд людей. Будет введена системы многоразовых виз, а также виз, рассчитанных на длительный срок, чтобы облегчить переезд людей через границу, которая, в то же время, будет укреплена, чтобы бороться с преступностью, контрабандой наркотиков, тайной эмиграцией и терроризмом. Мы отдаем себе отчет, что эти новые меры не будут приняты с радостью, особенно теми поляками, которые живут за границей. Мы сделаем все возможное, чтобы облегчить процедуры, уменьшить сложности и избавить людей от тягостного ощущения Железного Занавеса.
- Как были приняты эти планы Путиным? Принес ли позитивные результаты визит в Варшаву российского президента, после долгого периода холодных отношений?
- Путин понимает наши обязанности по отношению к Евросоюзу. Он готов сотрудничать в том, чтобы границы оставались открытыми для честных людей и непреодолимыми для преступников. Я не назвал бы это поворотом, а скорее ощутимым шагом вперед. После "холодных" лет атмосфера стала теплее. Мы расстались со взаимными обязательствами по укреплению двухсторонних отношений, особенно, экономических. Мы импортируем из России нефть и газ на пять миллиардов долларов, а экспортируем товары на миллиард долларов. Дефицит должен быть в будущем погашен.
- Через тринадцать лет после падения диктатуры "Солидарность", ключевое движение, открывшее дорогу к краху коммунизма, было безжалостно сметено с политической арены. Почему?
- Оно функционировало, пока была цель, которую надо было достичь, и враг, с которым надо было бороться. Потом оно не смогло сохранить организацию и распалось на множество мелких партий, которые вступили друг с другом в борьбу. Почему оно не смогло превратиться в основательное политическое движение, хорошо структурированное и способное удовлетворить социальные потребности внутри новой демократической системы? Этот вопрос надо задать Леху Валенсе, который не смог воспользоваться этим шансом. Я, в свое время, занялся реорганизацией "левой" части, которая победила избирателей программой, базирующейся на рыночной экономике, демократии, вступлении в НАТО и в Евросоюз. Значимо то, что на выбор поляков не повлияло ни осуждение прошлого, ни стереотипное деление на "плохих" коммунистов и "хороших" антикоммунистов.
- Какую роль Польша намерена играть в новой Европе?
- Наша история - это история Европы. Мы - точка встречи, пересечения между Востоком и Западом, которая должна быть стабильной и создать фактор безопасности. Мы внесем энтузиазм, новую энергию, идеи, дух свежести - ведь мы относительно молодое общество, - а также веру в Европу, основанную на традициях и христианских ценностях, которых недостает в некоторых точках Европы.
- Господин Президент, газеты пишут, что после того как кончится Ваш второй и последний мандат, президентское кресло займет Ваша супруга, у которой весьма значительный рейтинг популярности.
- Эту тему мы не обсуждаем даже в семейном кругу.