"Европейский союз не может согласиться с существованием специального коридора, который связывал бы Калининград и Россию, и проходил бы через Польшу и Литву", - заявил в конце января 2002 года Крис Паттен (Chris Patten), европейский комиссар по международным отношениям.
В последний раз вопрос о коридоре поднимался в 1939 году Гитлером (Hitler), желавшим связать Восточную Пруссию и III Рейх через территорию Польши. И этот вопрос ускорил начало Второй Мировой войны. Конечно, функционеры европейской Комиссии избегают сравнения сегодняшних требований России и событий шестидесятилетней давности. Они, скорее, проводят параллель с Западным Берлином, население которого могло свободно попадать на территорию ФРГ по транзитным дорогам, специально созданным в ГДР и находившимся под наблюдением. Согласно Европейской комиссии, вопрос о статусе Калининграда должен быть рассмотрен в соответствии с нормами европейского законодательства. Это означает, что его обсуждение произойдет после присоединения Польши и Литвы к ЕС. Эти две страны введут въездные визы для всех выезжающих из России, в том числе и для жителей Калининграда. [Польша объявила о введении виз в 2003 году, в настоящее время, при въезде в страну россияне должны предъявлять приглашение, полученное от польского гражданина]. Комиссия желает упростить административные трудности в получении виз для жителей Калининграда: она предлагает организовать совместное польско-литовское консульство в анклаве, что обеспечит распространение виз по сниженной цене, а также предлагает модернизировать контрольно-пропускные пункты, находящиеся под юрисдикцией ЕС.
Польша и Литва готовятся вступить в ЕС менее чем через 2 года. Время идет, но Россия отказывается вести переговоры с Брюсселем на эту тему. По данным чиновников Комиссии, Москва систематически оказывает давление на Польшу и Литву, чтобы урегулировать эту проблему в рамках двусторонних отношений. Договариваясь с каждой страной отдельно, а не с ЕС в целом, Москва надеется извлечь дополнительную выгоду для анклава. Так, во время своего визита в Варшаву 17 января, Владимир Путин назвал вопрос Калининграда "большой проблемой".
По мнению Гунарда Виганда (Gunard Wiegand), пресс-секретаря Криса Паттена, вопрос о Калининграде ни в коей мере не может блокировать процесс присоединения. Он считает, что судьба анклава должна обсуждаться Москвой и Брюсселем напрямую. Кроме того, он надеется, что к середине апреля или чуть позже, 15 стран членов выразят свое мнение по этому вопросу, который будет вынесен на повестку дня на саммите ЕС-Россия, запланированном на май 2002 года.
Уровень жизни в пять раз ниже, чем в Польше.
Первыми пожинать плоды непримиримости российской стороны, возможно, будут жители анклава. Если ничего не произойдет, провинция может оказаться отрезанной от мира. Многие жители Калининграда живут торговлей с Литвой и Польшей. Без разрешения ЕС на трафик товаров через границу, им нелегко будет ее пересечь. И существует еще множество других проблем, которые нужно разрешить, например, импорт электроэнергии.
Литва скоро вступит в европейскую систему поставок энергии - и есть опасность, что Калининград окажется без электричества. Неясны и перспективы рыболовства. Без соответствующего договора с ЕС, калининградцы не смогут ловить рыбу в Балтийском море, начиная с 2004 года. Кроме того, необходимо соглашение по автомобильному и железнодорожному сообщению, для того, чтобы грузовики и поезда могли пересекать территорию Польши и Литвы. Другими словами, производство в Калининграде не может вестись автономно, оно зависит от сырья, поставляемого из России. Москва по-прежнему отказывается говорить о включении анклава в будущую сеть европейских автострад и скоростных железнодорожных линий, несмотря на то, что строительство последних будет в основном финансироваться за счет ЕС.
В Комиссии опасаются, что с такой политикой "отрицания", анклав может превратиться в "черную дыру" в сердце процветающей Европы. Если верить европейской статистике, то уровень жизни в Польше в пять раз выше, чем в Калининграде, а число ВИЧ-инфицированных в анклаве в 30 раз больше, чем в соседней Литве. Вместо того, чтобы стать европейским "Гонконгом", Калининград может превратиться в базу мафиозных организаций и в подводный камень российского империализма.
Уступки России могут дорого обойтись ЕС. 15 стран дают понять, что требованиям есть предел. Они не согласны нарушать принцип равенства всех перед европейским законодательством, ради установления хороших отношений с Россией; никто не желает также ограничивать суверенитет Польши. Сегодня Запад хочет развивать отношения с Россией на основании партнерства, принимая во внимание интересы малых стран. История учит, что такого рода потепление может превратиться в прочный союз┘ а не стать простым флиртом, как это много раз бывало в прошлом.
"Rzeczpospolita" (Варшава)