Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прикрыть российскую лавочку

Соединенные Штаты должны настоять, чтобы Москва выполняла свое обещание не продавать ядерные материалы на черном рынке

Прикрыть российскую лавочку picture
Прикрыть российскую лавочку picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

Председатель сенатского комитета по иностранным делам Джозеф Байден считает, что главной задачей в укреплении безопасности Соединенных Штатов является не создание системы национальной противоракетной обороны, а совместная с Россией деятельность по нераспространению ядерного и иного оружия массового поражения и материалов для его изготовления.

Джозеф Байден - председатель сенатского комитета по иностранным делам

Существует много источников оружия массового поражения, и могут потребоваться годы, чтобы приобрести или создать его. Однако существует короткий путь, место, в котором оно есть. Это магазин смертоносных вооружений. Это место - Россия. Не проходит ни одного года без того, чтобы какой-нибудь россиянин не был арестован за кражу ядерных материалов или попытку продажи их на черном рынке. Нам также известно, что "Аль-Каида", стремясь найти ядерные материалы, долгое время назад имела контакты с российскими мафиозными элементами.

Предотвращение распространения оружия массового поражения и прекращение торговли им должны быть нашими самыми главными долгосрочными задачами в ведении войны с международным терроризмом. Это будет представлять собой изменение наших приоритетов последних лет, когда споры о национальной безопасности сводились к вопросу, нужно ли или нет разрабатывать и развертывать систему национальной противоракетной обороны.

Многие американцы забывают, что без ядерной, бактериологической или химической боеголовки межконтинентальная баллистическая ракета бесполезна. В прошлом месяце в докладе "Национальная разведывательная оценка" отмечалось, что "более вероятно, что территория Соединенных Штатов будет атакована оружием массового поражения без использования ракет". После событий 11 сентября никто не должен сомневаться, что будущие атаки с гораздо большей вероятностью будут осуществлены тайно доставленным на борту корабля ядерным оружием, пузырьком с бактериологическими отравляющими веществами или посредством распыления химических веществ в многолюдной подземке. И наши бюджетные приоритеты должны отражать важность таких угроз.

Год назад республиканец Говард Бейкер (Howard Baker), бывший сенатор и руководитель администрации Белого дома, и демократ Ллойд Катлер (Lloyd Cutler), бывший советник Белого дома, возглавили двухпартийную комиссию по безопасности российских ядерных материалов. Выводы этой комиссии не утешительны. В докладе говорилось, что "главная сегодняшняя угроза национальной безопасности Соединенных Штатов, которая еще осталась без ответа, представляет собой опасность того, что оружие массового поражения или материалы, которые могут использоваться при производстве таких вооружений, могут в России быть украдены и проданы террористам или враждебным государствам, и использованы против американских войск за границей или против населения США на территории страны".

За последнее десятилетие Россия, с помощью Соединенных Штатов, добилась некоторого прогресса в обеспечении безопасного хранения опасных вооружений и материалов, однако еще многое должно быть сделано. На основании годичного изучения администрация Буша (Bush) пришла к выводу, что большинство наших программ, способствующих нераспространению, эффективны в плане стоимости и способствуют укреплению национальной безопасности. Однако эти выводы не отражены в предложенном администрацией бюджете. Финансирование некоторых программ увеличилось лишь немного, другие остались без изменений, а по некоторым вообще предусмотрено сокращение расходов.

Мы не можем уменьшать финансирование в то время, как комиссия Бейкера-Катлера утверждает, что трех миллиардов долларов США в год далеко недостаточно для решения данной проблемы. Это большая сумма, однако мы потратим 7,8 миллиарда долларов на исследование и разработку системы национальной противоракетной обороны в 2002 году, и такую же сумму администрация запросила на 2003 бюджетный год. Не имеет смысла сосредотачиваться на потенциальной последней линии обороны в то время, когда нам нужно многое сделать для того, чтобы выполнить более достижимую задачу по укреплению первой линии обороны.

Что мы можем сделать с этими дополнительными ресурсами? Для начала, мы можем вдвое увеличить финансирование направленной на охрану российских ядерных материалов программы министерства энергетики по контролю и учету ядерных материалов, бюджет которой сейчас составляет 174 миллиона долларов. Россия недавно подписала соглашение, предусматривающее открытие ядерных предприятий для американской помощи, что предоставит возможность существенно увеличить безопасность ядерных запасов, хранящихся за стенами, которые чуть крепче дырявого забора.

К тому же, мы могли бы сократить унаследованный от Советского Союза внешний долг России в обмен на российские инвестиции в программы по нераспространению. Россия должна нам больше трех миллиардов долларов, а нашим европейским союзникам в несколько раз больше. Списание долга является обоюдовыгодным предложением: Россия может избежать ожидаемого кризиса, связанного с выплатами в следующем году, одновременно укрепив безопасность путем усиления защиты опасных материалов и технологий.

И, наконец, высокопоставленные российские чиновники заявляют, что их правительство более не считает стратегически необходимым помогать Ирану в его программах разработки ракет дальнего действия и ядерного оружия. Соединенные Штаты должны настоять, чтобы Россия держала свое слово.

Закрытие для биотеррористов и их сторонников в государствах-изгоях доступа к оружию массового поражения является одной из самых важных битв, которые нам предстоят. И начать следует с закрытия российской лавочки.